Бізнес

протекционизм

Заградительные меры не очень помогли украинскому автопрому. Вся надежда на 2014 год

Заградительные меры не очень помогли украинскому автопрому. Вся надежда на 2014 год
Фото: Украинское фото

Больше остальных от введения Украиной спецпошлин на импортные легковые автомобили выиграл Китай. 7 декабря на черкасском заводе корпорации «Богдан» стартует производство китайского бренда JAC J5 с уровнем локализации более 50 %. Производственный цикл будет включать сварку кузовных панелей, а также покраску и сборку. Это станет первым полноценным проектом, запущенным с начала кризиса.

Тяжелый год

Первый квартал 2013 г. оказался самым печальным в истории отечественной автомобильной промышленности. По словам директора департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгия Овсянникова, в первом полугодии время от времени останавливались конвейеры на Запорожском автомобильном заводе, Кременчугском автосборочном заводе и на предприятиях корпорации «Богдан».

По данным «Укравтопрома», за январь-март местным заводам удалось выпустить всего 6,4 тыс. легковушек, что на 63,4 % меньше по сравнению с соответствующим периодом минувшего года. Это самый низкий показатель за последние пять лет.

Падение производства во многом обусловлено введением осенью 2012 г. в России утилизационного сбора на импортные автомобили. До этого в соседнюю страну экспортировалось до 40‑50 % машин, произведенных на «Богдан Моторс» и ЗАЗ, рассказывает старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. После введения сбора объем экспорта в Россию сократился почти в пять раз, поскольку украинские автомобили стали неконкурентоспособными на российском рынке, указал он.

По информации Овсянникова, на конец прошлого — начало этого года только два из четырех автомобильных заводов в Украине выпускали машины методом мелкоузловой сборки (CKD) — это ЗАЗ, который производит ZAZ Vida, ZAZ Forza, ZAZ Lanos, ZAZ Sens и Chery A13 на экспорт в Россию, а также «Богдан Моторс» со своими «Богдан» и Hyundai. По словам эксперта, в 2012 г. «Еврокар» вынужден был перейти с MKD-производства (среднеузловая сборка) на крупноузловую сборку. «Это связано с тем, что MKD в условиях снижения объемов производства стала нерентабельной», — подтвердил он. Кроме того, на КрАСЗ производились автомобили по схеме SKD-сборки (Geely и SsangYong), добавил собеседник.

Спецпошлины помогли

Введение специальных пошлин в апреле этого года (6‑13 % от таможенной стоимости) имело положительный эффект для большинства работающих в Украине автопроизводителей, утверждает заместитель председателя правления по производству автомобилей корпорация «УкрАВТО» (владеет ЗАЗ) Олег Папашев. «Машины, выпускаемые под брендом ЗАЗ, уже несколько месяцев занимают первую строчку в рейтингах продаж на рынке Украины», — подтвердил он.

Кроме того, начал сокращаться разрыв в объемах производства 2012 и 2013 г. По данным «Укравтопрома», если в первом квартале нынешнего года объемы производства отставали от аналогичного периода 2012 г. на 63 %, то во втором — разрыв сократился до 45 %, а в третьем — до 27 %.

6‑13 % от цены составляет размер ставки спецпошлин на иномарки

Такой динамики удалось достичь благодаря наращиванию производства отечественного автопрома. После введения пошлин китайская компания Geely восстановила крупноузловую сборку одноименных автомобилей на КрАСЗ.

Защитные меры, по словам Овсянникова, позволили «Богдану» привлечь таких производителей, как JAC и Great Wall. «Корпорация заключила контракт на полномасштабное [мелко­узловая сборка] производство автомобилей JAC. Мы не просто получили контракт на локальное производство, а впервые в истории украинского автопрома имеем право полноценного экспорта в любые страны мира», — сообщил президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук, добавив, что сейчас на завершающей стадии переговоры с Lifan.

Свою роль в поддержке отечественного производителя сыграло введение с 1 сентября утилизационного сбора на автомобили. «Все четыре украинских производителя легковых автомобилей не платят утилизационные сборы, поскольку были включены в соответствующие государственные реестры в сентябре-октябре», — отметил Овсянников. Эксперт подчеркнул, что не только китайцы, но и производители других стран присматриваются к украинскому автопрому. Какие именно — он не назвал. Ранее СМИ сообщали, что переговоры о налаживании производства ведет ЗАЗ с американской General Motors, а АИС (владеет КрАСЗ) — с британской Morris Garages.

Лучшее впереди

В конце 2013 г. автомобильная промышленность не сможет выйти на прошлогодние показатели, считает Андрейченко. Причина, по его мнению, в том, что у отечественных заводов не было времени восстановить темпы производства: на КрАСЗ новые модели Geely начали производить только в мае, а на «Богдан Моторс» выпускать JAC и Great Wall стали только в августе и сентябре. «Поэтому в нынешнем году падение производств составит 35 %. Это даже ниже 2009 года», — прогнозирует он. Эффект от защитных мер производители ощутят только в 2014 г.

Позитивно на рост производства в следующем году повлияет то, что в 2013 г. «Еврокар» изменил свой модельный ряд — место Skoda Octavia A5 заняли Skoda Octavia A7 и Skoda Rapid, говорит Андрейченко. «Когда происходит смена модели, необходимо время на рекламную кампанию и знакомство покупателя с новым продуктом. Поскольку это занимает несколько месяцев, основной эффект от обновления модельного ряда «Еврокар» ощутит уже в 2014 году», — уточнил он. В совокупности эти меры, а также ожидаемая выдача сертификатов на 12 тыс. грн для покупки нового отечественного авто при сдаче старого должны вызвать рост производства новых легковушек в 2014 г. минимум на 50 %.

«Подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли дало бы Украине шанс наладить полноценное производство автомобилей, которые можно было бы без ограничений ввозить в ЕС», — президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко

После подписания соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли Украина получила бы возможность наладить полноценное производство автомобилей и без ограничений экспортировать их в Евросоюз. Украинский автопром в ходе переговоров добился для себя беспрецедентных льгот. В частности, произведенные в Украине автомобили могли бы поставляться в ЕС по нулевой пошлине вместо действующих 10 %. Вместе с тем, на европейские машины, ввозимые в нашу страну, в течение следующих 15 лет распространялся бы нынешний сбор в 10 %. И только потом он бы снизился до 0 %.

Автомобили украинской сборки пока не могут продаваться в Евросоюзе, поскольку не отвечают действующим там требованиям — к примеру, не комплектуются двумя подушками безопасности. Но даже если бы отечественные автопроизводители учли нормы ЕС, рассчитывать на нулевую пошлину при импорте в ЕС все равно не приходится: они работают по схеме крупноузловой сборки.

Таким образом, неподписание соглашений негативно отразится на украинском автопроме. Ассоциация с ЕС могла бы открыть дверь в Украину китайским автокомпаниям, которые пришли бы со своим полномасштабным производством. Отсюда они планировали поставлять свои машины в ЕС. Дело в том, что сейчас Евросоюз не пускает на свой рынок китайские автомобили, ссылаясь на их низкую безопасность. Поэтому их производство налажено только в Болгарии — это удалось сделать пока лишь Great Wall.

В результате договоренностей с ЕС спецпошлины на импортные автомобили не отменялись бы. В ходе последних раундов переговоров пункт об отмене спецпошлин в требованиях Евросоюза был исключен.

Олег Назаренко,
президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

 

Иван Бончев: 
«Украине слишком поздно предпринимать шаги по привлечению к себе крупных иностранных автопроизводителей»

Почему иностранным автопроизводителям не интересно делать машины в Украине, «Капиталу» рассказал управляющий партнер консалтинговой компании «Ай Би Консалтинг» Иван Бончев.

— Как вы считаете, Украина сможет привлечь большое количество иностранных автопроизводителей, как это сделала Россия?
— Боюсь, что Украине слишком поздно предпринимать шаги по привлечению крупных иностранных автопроизводителей. Ведь большинство из них уже построили свои предприятия в России. Поэтому для них не имеет особого смысла разворачивать производство и в соседней стране. Да и потенциал у рынков разный (в прошлом году, по данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в России было продано 2,76 млн автомобилей, а в Украине, по информации Auto Сonsalting, 217,5 тыс. — «Капитал»).
Необходимость налаживать свое производство в Украине у иностранных концернов отпала после вступление страны в ВТО и снижения импортных пошлин на автомобили с 25 % до 10 % (2008 г. — «Капитал»). Большинству производителей невыгодно инвестировать в производство автомобилей в Украине, имея заводы в соседних странах.
Есть еще фактор зоны свободной торговли, которая существует между странами СНГ. Согласно действующему соглашению, автомобили, произведенные в странах СНГ, могут беспошлинно продаваться в других странах, которые входят в зону свободной торговли. Поэтому автомобили, произведенные на российских заводах, могли до недавнего времени без уплаты пошлин поставляться в Украину.

— Поможет ли введение спецпошлин привлечь инвесторов?
— С точки зрения защиты собственного производителя это было сделано правильно и позволило активизировать, как минимум, SKD-сборку, в первую очередь китайских и корейских производителей.

— И каких автопроизводителей Украина может привлечь?
— Тех, которые хотят попасть на европейские рынки и пока не имеют предприятий в России. В основном это китайские автопроизводители, которых недостаточно охотно пускают в Россию. Наладив производство в Украине, они получат возможность выхода не только в ЕС, но и на российский рынок.
Кроме того, еще одним вариантом, выгодным для украинских автопроизводителей, может стать налаживание на уже имеющихся украинских заводах контрактного или лицензионного производства автомобилей иностранных концернов, как это сейчас происходит с китайскими брендами.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама