Економіка

резонанс

«Повелитель электричек»: как Алексей Кривопишин продал Киеву лицензию на городскую электричку

72749
«Повелитель электричек»: как Алексей Кривопишин продал Киеву лицензию на городскую электричку

Сотрудник киевской администрации выставил городу счет за использование городской электрички. Способ перевозки пассажиров с помощью городской электрички чиновник запатентовал в 2012 году.

Теперь он требует от КП «Киевпастранс» 0,25 млн грн лицензионных отчислений за то, что город пользуется его «изобретением».

«Изобретателем» является одиозный экс-глава «Юго-Западной железной дороги» Алексей Кривопишин. Заместитель директора КП «Киевпастранс» Павел Кирилюк подписал с Кривопишиным договор об использовании «изобретения».

Пока договор не оплачен. Но сам прецедент уже вызвал массу кривотолков.

Цена

26 октября 2017 года Кривопишин выиграл тендер КП «Киевпастранс» через систему ProZorro. Согласно условиям тендера, Кривопишин предоставляет коммунальному предприятию исключительную лицензию на использование полезной модели «Способ внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом «Городская электричка».

В подписанном договоре указано, что КП «Киевпастранс» должен платить Кривопишину по 50230 грн каждый год в течение 5 лет. В общей сложности чиновник-«изобретатель» должен получить из городской казны 251 150 грн.

С точки зрения города финансовые условия договора можно назвать выгодными. 10 августа 2017 года заместитель директора Научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Александр Дорошенко подписал вывод о рыночной стоимости имущественных прав интеллектуальной собственности «изобретения» Кривопишина. В документе указана цена 795 960 грн. Это в три раза больше цены заключенного договора.

Впрочем, сам «изобретатель» указал в декларации за 2016 год, что стоимость его «изобретения» составляет намного больше — 4,4 млн грн.

На вопрос, почему в договоре указана стоимость 0,25 млн грн, Кирилюк ответил, что цену тендера определяла Государственная служба финансового мониторинга. «Кивпастранс» обращался с этой целью в Госслужбу.

«Изобретение»

Городская электричка Киева — один из шести видов общественного транспорта столицы. Этот вид транспорта работает со 2 сентября 2009 года.

Схема движения киевской городской электрички

Краткие сведения о городской электричке Киева:

  • Курсирование по кольцу: с 4 октября 2011;
  • Протяженность линий: 50,8 км;
  • Количество станций: 15;
  • Время работы: 5:48 — 21:37;
  • Интервал движения: от 10 до 30 мин;
  • Самый быстрый круг: 1 час 25 мин;
  • Количество поездов: 12;
  • Стоимость: 5 грн
  • Ежедневно перевозит: 30 тыс человек.

Государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности» выдал Кривопишину патент на полезную модель на перевозку пассажиров «городской электричкой» 10 января 2012 года.

Через 8 месяцев, 30 августа 2012 года, Министерство инфраструктуры выдало КП «Киевпастранс» лицензию (серия АВ № 548966) на предоставление услуг по перевозке пассажиров в городском электропоезде с использованием полезной модели Кривопишина. Об этом сказано в официальном комментарии КП «Киевпастранс».

Иными словами Мининфраструктуры выдало коммунальному предприятию лицензию на эксплуатацию городской электрички, которая действительна только при условии использования «полезной модели» Кривопишина.

В чем заключается суть «изобретения» чиновника? По мнению сотрудника Национальной академии правовых наук Дорошенко, инновации две: управление движением поездов происходит с помощью МСДЦ «КАСКАД» и для пассажиров работает автоматическое оповещение о приближении электропоезда.

При этом стоит отметить, что МСДЦ (микропроцессорная система диспетчерской централизации ) «КАСКАД» не является изобретением Кривопишина. Система разработана силами ООО «Антрон» (Днипро).

«Изобретатель» Кривопишин

Алексей Кривопишин работает главным специалистом отдела аналитической работы управления аналитического обеспечения Киевского городского головы. Он сотрудник аппарата исполнительного органа Киевсовета — Киевской горадминистрации.

На эту должность его назначил 27 апреля 2016 года Киевский городской голова Виталий Кличко. В соответствии со штатным расписанием аппарата КГГА на 2017 год, Кривопишин получает зарплату в размере 11403 грн.

Пресс-служба аппарата КМДА предоставила изданию номер телефона рабочего места «изобретателя». Журналист звонил по этому номеру в рабочее время 6, 7, 14, 15 декабря. Кривопишина ни разу не оказалось на рабочем месте. По словам представителя пресс-службы, чиновник не появляется на рабочем месте. Сам Кривопишин не вышел на контакт.

По данным декларации за 2016 год, Кривопишин — очень обеспеченный человек. У него есть две квартиры в Киеве площадью 243,9 и 150 м кв, земельный участок 650 м кв в с. Подгорцы (Обуховский район, Киевская область), дача 142,8 м кв также в Подгорцах. Чиновник получает пенсию 4350 грн в месяц, получил страховые выплаты на более 1 млн грн, банковские проценты 34,5 тыс грн. У него есть сбережения 41 тыс евро, 98 тыс дол, 512 тыс грн.

Еще у Кривопишина в запасе есть патент на полезную модель «Способ железнодорожного пассажирского сообщения город-аэропорт». Так что, если власти Киева построят скоростной ж/д шаттл из города в аэропорт Борисполь, возможно им придется платить Кривопишину лицензионные отчисления.

Кривопишин — крайне одиозная личность. 4 марта 2015 года Кабинет министров отстранил его от исполнения обязанностей директора Юго-Западной железной дороги и призвал правоохранителей возбудить против него уголовное дело. Тогда Яценюк говорил, что Кривопишин построил за государственные средства спортивно-развлекательный комплекс «Олимпик Виледж».

«Олимпик Виледж»

Между тем, как показывают события последних месяцев, Кривопишину не предъявлены обвинения и не конфисковано его имущество. Он дает советы главе Киева и успешно продает городским властям лицензию на свое «изобретение».

Ущербные «полезные модели»

По словам управляющего партнера «Юскутум» Артема Афяна, в истории с «патентом на электричку» есть два факта, которые переводят сделку в разряд спорных.

Во-первых, непонятно, в чем заключается уникальная составляющая патента.

«Если патент действительно уникальный, то его владелец должен продавать патент еще кому-то кроме „Киевпастранса“, — говорит Афян. Чем украинская электричка кардинально отличается от электрички, например, в Польше? Почему Украина должна покупать такой патент, а Польша нет? Здесь и кроется ответ на вопрос, имеем ли мы дело с пустым патентом или с настоящим».

Во-вторых, настораживает связь автора патента и организации, которая его приобрела. Теоретически это может и не содержать состава коррупции. Человек действительно мог в свободное от работы время что-то разрабатывать. Но нужно понять, имеет ли этот человек другие патенты? Занимается ли он изобретательством?

Афян называет ущербным такой инструмент патентования как «полезная модель». По такому патенту проводится формальная экспертиза и «профессиональное сообщество давно знает об этой проблеме».

Также, по словам юриста, существует ряд законопроектов о борьбе с патентным троллингом, которые со скрипом «ползут» через парламент.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама