Думки

рынок труда

К лозунгу о минимальной зарплате в 10000 грн или Почему это уже не популизм, а протекционизм

К лозунгу о минимальной зарплате в 10000 грн или Почему это уже не популизм, а протекционизм

Согласно  опросу, проведенному в октябре 2017 года
кадровым порталом rabota.ua, 
94% работодателей заявляют, что им сложно
найти сотрудников на существующие вакансии.

Сознательно не называю политиков и политические силы, поднимающие на свои знамена лозунг «Минимальная зарплата – 10 000 гривен !» Ибо считаю необходимым обсудить саму суть установления минимальной зарплаты на уровне, который на четверть превышает (на сегодня) среднюю по стране – 7500 (7479 грн. в ноябре – согласно бюллетеню Государственной службы статистики).  

Рабочие места есть, работающих – нет

Для начала – частный, но весьма показательный и резонансный пример. Японские собственники львовского завода компании Fujikura планировали заполнить минимум 6 тысяч рабочих мест за зарплату в 5-7 тысяч гривен, но по факту набрали только 2 200 при высокой текучести кадров.  Не может найти персонал и немировский завод Fujikura: средняя зарплата в 7100 не стала стимулом для жителей города. 

Во Львове менеджеры удивляются «переборчивости» львовян, утверждая, что предлагаемая зарплата выше средней по региону. В Немирове объяснение предложил мэр, утверждающий, что при такой зарплате люди потеряют соцпомощь.

Начнем с «рыночного» аргумента львовских менеджеров: понятно, что японский инвестор вложился в создание заводов в Украине в расчете на дешевую рабочую силу, которая позволит получить ему сверхприбыли, компенсирующие определенные риски, связанные с политической и правовой ситуацией в стране. Что же пошло не так?!

Для начала статистика. Средняя зарплата в Львовской области – 6700 грн. (6673 грн. в ноябре), в Винницкой области – 6500 грн. (6468 грн. в ноябре), в Киеве –  11600 грн (11643 грн. в ноябре). В промышленности этот показатель составляет 8200 грн. (8169 грн. в ноябре), в категории «производство автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов и других транспортных средств» – 8500 грн (8495 грн. в ноябре).    

Столичная и отраслевые средние зарплаты показаны для того, чтобы сразу же расставить точки над «і» – в Украине локальные/региональные рынки труда существуют только теоретически. Имеет смысл обсуждать макрорегиональные, общенациональные  и отраслевые рынки труда, а также «большой Киев» (с городами-спутниками), работу в котором (независимо от квалификации и образования) во все большей и большей степени необходимо рассматривать в качестве актуальной альтернативы трудоустройству «на местах».

Уже в рамках этих – более масштабных рынков, аргументация менеджмента японского завода выглядит ущербной. Не говоря уже о том, что для работающего наемного работника, пусть даже проживающего в том месте, где открывается новое предприятие, увеличение заработка должно быть существенным для того, чтобы стимулировать его переход с одного предприятия на другое. «Дельта» должна покрывать риски, связанные с неполной информацией работника о новом рабочем месте.        

Однако, даже эти рассуждения – несмотря на их непротиворечивость и логичность, можно отнести к абстрактным, ибо, на самом деле, украинский рынок труда является неотъемлемой частью восточно-европейского рынка. И альтернативой трудоустройству в Украине является трудоустройство за границей, причем переезд в 2017 году резко упростился и удешевился (спасибо «безвизу» и электричкам до Перемышля!)     

Приведу только одну, но весьма показательную – в рамках приведенного примера – цифру: средняя зарплата на  румынском заводе все той же Fujikura составляет порядка 1,5 тыс. евро (около 50000 грн.)

Таким образом, трудоспособный украинец выбирает не между различными возможностями трудоустройства на Родине, а между трудоустройством в Украине и трудоустройством в Европе. Результат этого выбора на лицо: только в Польше сегодня официально трудоустроено 1,3 млн. граждан Украины; по подсчетам польского Союза промышленников и предпринимателей, в течение ближайших 20 лет украинцы полностью закроют ожидаемый 5-имиллионный дефицит рабочих рук в стране…

Ну, и не нужно забывать, что кроме западного, существует еще и восточное направление трудовой миграции – в Российской Федерации работает 2-3 млн. граждан Украины: при несколько более низких зарплатах, чем в Восточной Европе, здесь срабатывает фактор простоты адаптации в культурно-близкой среде.

Ну, и в заключение обсуждения проблемы, необходимо вспомнить замечание, высказанное мэром Немирова о нежелании безработных устраиваться на работу, ввиду потери ряда социальных гарантий. На самом же деле, городской голова описал явление, которое называется «нищета работающих»: средняя зарплата не гарантирует т.н. достойной бедности семье работающего. А, значит, не обеспечивает процесса воспроизводства рабочей силы, который подразумевает соблюдения целого ряда условий – начиная от нормального питания и терпимых бытовых условий, заканчивая минимальным медицинским обеспечением и приемлемым уровнем образования детей.

Протекционизм: национальные особенности

Разумеется, наши либерально-ориентированные реформаторы (а, точнее – коррупционно-ориентированные чиновники, выполняющие программу либеральных реформ в обмен на кредиты МВФ), не мыслят категорией «нищеты работающих» или, тем более – «антисоциальной средней зарплаты». Они смотрят на проблему глазами мэра Немирова (кстати, это совершенно не упрек градоначальнику – он описывает факты, и от него никто не требует глобальности подходов): если существующие социальные гарантии не только не стимулируют к трудоустройству, а, даже, приводят к обратному эффекту, нужно эти гарантии упразднить…

В 2018 году, кроме неизбежного принятия во втором чтении Трудового Кодекса, который резко сократит права наемных работников и профсоюзов, заготовлен еще один законопроект Кабмина – «Об активизации поиска работы безработных и ищущих работу», который четко демонстрирует ход мыслей отечественных «реформаторов». 

Документ приравняет к занятому населению даже тех, кто предоставляет услуги дистанционно через интернет или на условиях гражданско-правового договора, независимо от суммы заработка. Пособия по безработице будут получать те граждане, которые отработали за последний год не менее 8 месяцев (сейчас – 6 месяцев). Если общий страховой стаж менее 3 лет, то пособия по безработице (в размере половины от предыдущего среднего заработка) не полагается. Также срок получения пособия по безработице уменьшается на 90 дней, если человек 1 раз откажется от общественных работ без уважительной причины.

В проекте закона отсутствует минимальный размер пособия по безработице: он будет устанавливаться правлением Фонда по соцстрахованию на случай безработицы.

Итак, «кнут», которым правительство собирается погнать безработных на рынок труда становиться все более и более изощренным и болезненным. Но, где же «пряник»? Как мы видим, не на предприятии в месте проживания, где зарплата не гарантирует даже «достойной бедности», и, даже не в Украине. «Пряник» – за границей. Для кого – западной, для кого – восточной.

Т.е., снижая уровень социальной защиты/поддержки временно неработающих, правительство объективно гонит их на выезд из страны!

Что может защитить украинский рынок труда от утечки мозгов и рабочих рук? В качестве первой меры – введение на законодательном уровне минимальной заработной платы на уровне «достойной бедности», и 10000 грн. – абсолютно нормальный с этой точки зрения уровень оплаты труда. Именно таким должен быть украинский протекционизм на рынке труда.

Это – первая часть материала, сознательно завершенная автором весьма дискуссионным утверждением о 10000 грн., особенно – в свете логики проводимых в стране «реформ». В следующем материале будут сформулированы основные возражения против подобной формы государственного регулирования рынка труда и даны ответы на них…

Продолжение материала здесь.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Vega Vega 10 января 2018, 15:25

Очень рад, что "инвесторам"-рабовладельцам сходу дали по ушам

10
реклама
реклама