Політика

соседи

Беларусь: «филиал Китая» на границе с Евросоюзом

26609
Беларусь: «филиал Китая» на границе с Евросоюзом

28 мая президент Беларуси Александр Лукашенко в своей загородной резиденции он принял заместителя председателя КНР Ван Цишаня. Встреча прошла в формате рабочего ужина, сообщила пресс-служба белорусского президента. И еще много рассказала о том, что «Лукашенко угостил Ван Цишаня водой из местного родника», что «за ужином гостя угощали драниками, белорусскими пельменями и уткой ... на десерт президент угостил гостя своим фирменным блюдом — творожными батончиками с мороженым и клубникой» и что «в загородной резиденции президент принимает только самых уважаемых и близких гостей». Но ни слова не было сказано о тематике переговоров — если не считать стандартного «обсудили ситуацию в мире и международные отношения».

Вряд ли второй человек в Китае накануне важного международного саммита приехал в Минск «поговорить о погоде». Информированные источники утверждают, что стороны согласовали позиции по очень важным вопросам, в том числе и непосредственно касающимся России. Дело в том, что сейчас КНР приступает к главной стадии реализации своего глобального проекта Нового Шелкового пути — трансевразийского транспортно-логистического маршрута, связывающего Китай с Европейским Союзом. Этот маршрут пройдет через все постсоветское пространство. А Беларусь, благодаря своему географическому положению и развитой транспортной и таможенной инфраструктуре, становится настоящим «бутылочным горлышком» — местом сопряжения НШП с его конечным пунктом, Евросоюзом.

Шелковый путь сопровождается не менее масштабным проектом — «Один пояс, один путь». Это китайские инвестиции в предприятия и логистическую инфраструктуру по всему маршруту. И здесь тоже Беларусь оказалась одним из самых крупных их получателей. Под Минском на китайские деньги создан огромный технопарк «Великий камень», который, по сути, будет играть роль большого склада китайской продукции прямо на границе с ЕС.

Понятно, что Китай сейчас старается по-максимуму вкладываться в белорусскую экономику, чтобы обеспечить себе лояльность официального Минска — она принципиально важна для работы Нового Шелкового пути. С одной стороны, это на руку Александру Лукашенко, который давно ищет большей экономической независимости от России, но не готов делать экономику своей страны полностью рыночной. С другой — вокруг бизнес-проектов Китая в Беларуси возникает все больше проблем.

По мере того, как прямое экономическое влияние России в Беларуси слабеет, там возрастает влияние Китая. Поднебесная уже давно опередила РФ, в частности, по объемам инвестиционных и кредитных вливаний в белорусскую экономику. Но начинал Китай совсем с другого — в период с 2000 по 2017 год экспорт товаров из Китая в Беларусь вырос в 58 раз. Если по итогам 2017 года белорусы продали китайцам товаров на $362,7 млн, или 1,2% от общего объема экспорта страны, то в обратном направлении проследовало различных грузов на $2,744 млрд — 8% общего объема белорусского товарного импорта. При этом львиная доля белорусских поставок в Китай — это калийная соль, зато из КНР идет, прежде всего, электроника и дешевый ширпотреб, «убивая» белорусскую промышленность.

«Доля белорусских товарных поставок на китайском рынке в 2017 году составила 0,02%. Две сотых процента! При этом нам постоянно говорят о стратегическом партнерстве с Китаем, делают ставку на китайские инвестиции, как большие успехи представляют протоколы о намерениях продать в Китай товаров на пару миллионов долларов, — пишет в своем блоге известный белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. — Наши чиновники лебезят перед китайскими партийными и коммерческими боссами, чтобы получить от них какие-то блага: дешевая кредитная линия, но с обязательными поставками китайских товаров, поставки инвестиционных товаров — тоже под белорусские госгарантии. На практике работа с Китаем по кредитной линии — это поставки такого оборудования, что белорусские директора даже государственных заводов за голову берутся, но сверху им велено молчать. Ведь Китай — чуть ли не наш второй новый старший брат».

Сегодня именно китайский бизнес ведет крупнейшие девелоперские проекты в Минске. Это жилой комплекс «Променад» (инвестор — строительная компания «БьюСиСи», сумма инвестиций $250 млн), гостинично-деловой комплекс «Шантер Хилл» в Минске (инвестор — компания «CiticGroup», сумма инвестиций $120 млн), студенческое общежитие (инвестор 25-я компания Китайской корпорации по железнодорожному строительству, сумма инвестиций $40 млн), гостиница «Пекин» (инвесторы китайские госкомпании «Пекин Юни-Констракшн», Пекинская столичная туристическая корпорация, инвесткомпания «Чэндун», Пекинская столичная корпорация по развитию недвижимости, сумма инвестиций $100 млн).

Один из крупнейших китайских проектов в Беларуси — производство легковушек Geely. 17 ноября 2017-го Лукашенко лично открыл в Борисове завод белорусско-китайской компании «БелДжи», заявив: «Наши китайские друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась». Новое предприятие разместилось между Борисовом и Жодино на площади около 120 га. Проектная мощность на первом этапе составит 60 тыс. машин в год, далее — до 120 тыс. ежегодно. Продавать их планируется в Россию, так как собственный белорусский рынок слишком мал.

Сегодня китайские бизнесмены в Беларуси активны и на «аграрном» направлении. В 2017-м китайские корпорации DRex Food Group и Xinrongji Holding Group объявили об инвестициях $1 млрд в белорусский АПК. Китайские компании взяли в аренду 20 тыс. гектаров земли под строительство молочно-товарных ферм на 40 тыс. голов. Также китайских бизнесменов заинтересовали Оршанский мясоконсервный комбинат, предприятия «Молочный гостинец» и «Здравушка милк». А для финансового обеспечения своих операций в Беларуси руководители китайских компаний Xinrongji Holding Group и DRex Food Group решили купить в Минске банк «Москва-Минск» (сейчас он готовится к приватизации).

«Беларусь поставляет в Китай практически только калийные удобрения — для других товаров китайский рынок закрыт, там своих производителей хватает. Могу напомнить, как лет 15 назад китайцы приехали на Минский тракторный завод и заявили, что им интересны белорусские тракторы. В министерстве промышленности тогда от радости чуть с ума не сошли — мол, китайский рынок бездонный, сейчас завалим его тракторами и обогатимся. А китайцы купили 10 тракторов, раздали их десяти своим заводам — те скопировали и начали сами выпускать для собственного рынка. А белорусы остались с красивыми китайскими словами — но без рынка, — рассказал белорусский экономист Андрей Аксёнов. — Подобное повторялось не один раз, например, с колесными шасси для тяжелых ракет. Минский завод колесных тягачей пытался создать в Китае собственное сборочное производство. Но в итоге китайцы просто скопировали белорусскую конструкцию».

Однако Александр Лукашенко и Ван Цишань обсуждали в Минске другой, намного более важный для Китая проект в Беларуси. Индустриальный парк «Великий камень», который с 2014 года создает под Минском «Китайская корпорация инжиниринга CAMC». «Великий камень» — один из звеньев «Нового Шелкового пути», это подтвердил и Си Цзиньпин, связавший проект с инициативой «Один пояс — один путь». Сумма китайских инвестиций в «Великий камень» — уже более $1 млрд, в числе основных инвесторов — корпорации Sinomach, ZTE, Great Wall. По прогнозам посольства КНР, в будущем объем прямых инвестиций со стороны Госбанка развития Китая в технопарк составит $5,5 млрд.

«Сейчас в белорусско-китайском технопарке „Великий камень“ под Минском китайцы финансируют строительство огромного логистического центра (проще говоря — склада с подъездными путями), в который уже вложено более $250 млн. Он станет перевалочным пунктом для китайских товаров, идущих на рынок Европы, — говорит Аксёнов. — Вот только когда „Великий камень“ только создавался, белорусская сторона рассчитывала, что Китай разместит в технопарке современные наукоемкие производства — микроэлектронные, биотехнологические и т. д. Китайцы обещали так и сделать. Но уже через пару лет поменяли свои планы на более прагматичные».

Также Минск получает от Китая деньги на развитие железнодорожной инфраструктуры — под это готовятся кредиты Экспортно-импортного банка Китая на сумму до $500 млн. Поскольку ж/д транспорт — основной на всем протяжении «Нового Шелкового пути». Также подписан пакет кредитных соглашений между Белорусской железной дорогой и Эксимбанком Китая. Выделенные $175 млн пойдут на модернизацию вагонного и электровозного парка и электрификацию участка железной дороги Молодечно-Гудогай.

В общем, получается, что в последние несколько лет Китай постепенно занимает то место, которое в белорусской экономике всегда занимала Россия. Китай инвестирует в белорусскую инфраструктуру и заводы, совместно разрабатываются новые вооружения, китайские ракеты выводят на орбиту белорусские спутники, а китайские банки дают более выгодные, чем российские. Вопрос теперь в том, перейдет ли это экономическое влияние в политическое, и как скоро это случится.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама