Интересы

психология

Возвращаться после затяжных праздников в рабочую колею непросто. Однако есть способы справиться с трудовым саботажем и поднять настроение коллективу

Возвращаться после затяжных праздников в рабочую колею непросто. Однако есть способы справиться с трудовым саботажем и поднять настроение коллективу
В первые дни после праздников стоит проявить понимание и не пугать сотрудников дедлайнами. Прессинг может привести к болезням или нервным срывам
Фото: fotobank.ua

Отгремели новогодние фейерверки и закончились столь необходимые каникулы. Кто‑то из нас чувствует себя отдохнувшим и полным сил, а для других наступает обычный пос­­лепраздничный спад настроения, а с ним и работоспособности. Чтобы этот закономерный откат эмоций не превратился в затяжной, а то и хронический трудовой саботаж с неприятными последствиями, именно в это время стоит обратить внимание на психологический климат в коллективе.

Предвкушение и послевкусие

Праздник — это всегда нарушение привычного режима, питания, образа жизни. Дает о себе знать и алкогольная интоксикация. Прибавьте к факторам риска также неизбежные переживания и разочарования по поводу неудачных моментов праздников: кто‑то почувствовал себя одиноким и несчастным, к кому‑то, наоборот, нагрянуло слишком много родственников. Третьи поняли, что не оправдались радостные ожидания — компания оказалась скучной, а полученные подарки ненужными. Серьезным стрессовым фактором может стать и необходимость держать лицо, отчитываясь перед друзьями и коллегами о каникулах, — здесь ведь тоже существует определенная конкуренция. Такая эмоциональная встряска организма может серьезно повлиять на настроение сотрудников и нарушить привычный трудовой ритм.

Несмотря на излишества и стрессы, праздники тоже нужны. Нет руководителя, который отрицал бы необходимость так или иначе сообща отмечать знаковые события, устраивать корпоративные вечеринки в возглавляемом им коллективе. Например, Новый год — самый атмосферный из праздников. На связанные с ним надежды и ожидание чудес большинство из нас запрограммированы с самого детства. То есть ожидание необычного и нового именно в это время также является совместной корпоративной ценностью. Это можно и нужно использовать. Например, задачи сплотить коллектив, улучшить в нем психологический климат или внедрить организационные новшества можно выполнить с наименьшими затратами как раз в это время. Заявление, что изменяется порядок отчетности, премирования или вводится новое штатное расписание легче приурочить именно к началу нового календарного года. Можно заранее назначить важное совещание в первые рабочие дни после праздников — таким образом трудовая мобилизация сотрудников произойдет сама собой.

Если бодрое праздничное настроение работников сменилось грустным — это скорее нормально. Не стоит требовать от сотрудников имитации бодрости и веселья. Достаточно просто работать. Психические механизмы людей устроены более или менее циклично. Такой цикл, как «очарование — разочарование» предполагает обязательность неких планов и ожиданий. А они традиционны в предновогодний период, — те же маркетологи делают все от них зависящее, чтобы подготовка к новогодним праздникам занимала у людей минимум месяц. Это само по себе изматывает. Не стоит игнорировать эмоциональную послепраздничную усталость участников коллектива и с места в карьер начинать ужесточать контроль, устраивать разносы и укорачивать дедлайны.

Такой подход может привести к болезням или нервным срывам у сотрудников. Особо чувствительные (а среди них — и далеко не худшие профессионалы) могут вообще начать просматривать сайты по трудоустройству в поиске новой работы. Поэтому лучше всего проявить понимание, но предупредить, что время на адаптацию после праздников будет ограниченным. Можно строго указать рамки и сроки адаптационного периода раскачки.

Если каникулы были достаточно длинными, а работа не терпит отлагательств и переносов, можно дать понять сотрудникам, что период праздничного расслабления прошел, распорядившись убрать из офиса все поздравительно-расслабляющие атрибуты. Если есть малейшая возможность каким‑то образом простимулировать физическую активность персонала, то стоит ею воспользоваться именно в этот период. К примеру, провести активный тренинг, поставить стол для игры в пинг-понг, раздать давно обещанные бонусные абонементы в спортзал или провести лыжный кросс в выходные. А вот предложение поработать сверхурочно лучше на некоторое время отложить.

Сделай сам

Главный пункт в процессе настройки коллектива на работу после праздников — это умение руководителя взбодрить самого себя. Люди внушае­мы и склонны к подражанию, поэтому при­­мер начальника для них достаточно значим. Чтобы заразить сотрудников бодростью и готовностью ра­­­бо­тать, нужно уделить время собственному эмоциональному состоянию.

Если послепраздничный упадок настроения ожидаемый, то и душевного ресурса на него уйдет меньше. Поддержать себя в этот период можно и нужно. Простые и давно опробованные, но от этого не менее действенные средства — прогулки, здоровое питание и приятное общение помогут выбраться из дискомфортных состояний. Можно, конечно, постараться отвлечься от неприятных чувств, но гораздо продуктивнее — проанализировать факторы, порождающие неудовлетворенность, и попытаться их изменить. Главное — чтобы рефлексия не переросла в бесконечные сеансы самоедства и недовольства собой.

Впрочем, занятия, с помощью которых можно отвлечься от грустных мыслей, тоже бывают достаточно занимательными. Это не только всевозможные развлечения вроде чтения книг или путешествий. Справиться с постпраздничным синдромом мо­­жет и работа сама по себе — к примеру, попытка опробовать новые направления в бизнесе. Зачастую это срабатывает: неприятные мысли перестают лезть в голову, а организм не подбрасывает болезней и прочих неприятных ощущений.

Бес ожиданий

Существует простая формула, по которой настроение равно реальности минус ожидание. Но к буддистской нирване, предполагающей полное отсутствие ожиданий, а там, чем черт не шутит, и чувств вообще, суждено прийти далеко не каждому. Поэтому наиболее действенный рецепт от разочарования из‑за отсутствия эн­­­тузиазма у сотрудников и полудетских обид на них — не культивировать конкретные ожидания, а быть открытым для восприятия процесса и любых сюрпризов, которые могут пре­­поднести послепраздничные дни.

Сюрпризы не обязательно дол­жны быть неприятными. На­­пример, более закрытым, интровертированным по характеру людям праздники могут не нравиться из‑за необходимости выполнять обязательные социальные ритуалы, общаться с непривычно большим количеством людей. Для таких сотрудников праздники — не что иное, как бесполезные хлопоты и ненужные траты. Даже если такой человек «эмоционально голоден», откладывает радости жизни «до праздника», то он лучше выйдет 2 января на работу, чем будет общаться с нагрянувшими гостями, ведь для него это — еще более трудная работа. Кого‑то может даже беспокоить и тревожить длительное отсутствие на работе, поэтому он предпочитает вообще не иметь за­­тяжных каникул. Такого человека можно поощрить, дать ему индивидуальные поручения, даже делегировать ему часть своих обязанностей на время праздников — он будет этому только рад. Найдите такого сотрудника в своем коллективе, и вы получите дополнительные возможности отдохнуть без ущерба для результата общего дела.

Если же никаких постновогодних синдромов у вас не бывает, вас можно только поздравить с хорошей психической саморегуляцией. Вы неизбежно будете транслировать оптимизм и энтузиазм окружающим. Держите так и дальше — это себя оправдывает. Без лишних заморочек вспомните все, что вы хотели начать в новом году, и постепенно, с малого, или сразу рывком, с самого главного, начинайте претворять свои планы в реальность.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама