Думки

будущее

Пять факторов конкурентоспособности экономики Украины

Пять факторов конкурентоспособности экономики Украины

Недавно был опубликован рейтинг глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2018 год. Украина потеряла две позиции по сравнению с прошлым годом и теперь занимает 83 место (из 140 участников рейтинга). В разрезе отдельных индикаторов наша страна серьезно улучшила свои позиции по таким показателям, как рынок товаров (на 28 позиций), инфраструктура (на 21 позицию) и рынок труда (на 20 позиций). Наиболее значительное ухудшение позиций отмечено по показателям здравоохранения (на 41 позицию, но здесь могло сказаться изменение методологии — в этом году разделили «образование» и «медицину») и макроэкономическая ситуация (на 10 позиций).

Глобальный рейтинг конкурентоспособности от ВЭФ является ориентиром, указывающим в какой степени страна способна обеспечить стабильный рост экономики и высокий уровень жизни населения. Анализ показателей, используемых для расчета этого рейтинга, может помочь национальной экономике ликвидировать существующие проблемы и отставание, и стать на путь устойчивого развития.

Однако, с моей точки зрения, есть еще несколько важных факторов, которые хоть и выглядят не такими глобальными, как индикаторы рейтинга от ВЭФ, но не в меньшей степени определяют конкурентоспособность экономики, если говорить об Украине.

Под конкурентоспособностью страны понимается способность ее экономики завоевывать, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, участвовать в международной торговле, производя продукцию, соответствующую мировым образцам, и получать от этого прибыль, которая будет реинвестироваться в экономическое развитие. Какое главное условие конкурентоспособности экономики Украины? Такое же, как и для любой страны или компании, ее просто и коротко описал один из лучших в мире специалистов в области конкуренции М. Портер — создавать ценности или набор ценностей для целевой группы потребителей, которая обязательно захочет их приобрести. Будет это получаться — обеспечено и завоевания рынков и финансовый успех. Какие здесь у нашей страны проблемы?

Первая проблема. Вокруг все говорят о том, что Украине нужны инвестиции, называя в качестве причин, препятствующих их приходу, проблемы с правами собственности, коррупцию, недостатки работы судебной системы и другие. Представим, что все это удалось побороть и ответим на вопрос — потекут ли бурным потоком в нашу страну инвестиции? Не уверен. Поскольку инвесторы хотели бы вкладывать деньги в предприятия, которые соответствуют современной технологической парадигме, а в Украине таких предприятий немного.

В первой половине XX века шведские экономисты Э. Хекшер и Б.Олина сформулировали теорию соотношения факторов производства. Теорема Хекшера-Олина говорит — страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы ее избыточные факторы и импортирует товары с дефицитными факторами производства. Если сквозь призму этой теоремы посмотреть на структуру экспорта и импорта Украины, все станет ясно. С одной стороны, мы имеем избыток некоторых природных ресурсов, поэтому экспортируем продукцию низких переделов, добавленная стоимость в которой мала — сельхозтовары, продукцию черной металлургии и химической промышленности. При этом Украины вообще нет в рейтинге ОЭСР по удельному весу высокотехнологичной отрасли в ВВП. Как и нет нашей страны в рейтинге Всемирного банка по доле высокотехнологичной продукции в экспорте.

С другой стороны, мы имеем недостаток в промышленном оборудовании (которое необходимо для модернизации экономики), в потребительских товарах и бытовой технике, которые откуда мы только не ввозим, но внутри страны наладить сколько-нибудь массовое производство пока не получается. А особенно беспокоит то, что в машиностроительной отрасли, которая является основной в экономиках стран-лидеров в сфере высоких технологий, у нас развитие практически прекратилось. В структуре украинского машиностроения преобладают металлоемкие подотрасли, а развитие наукоемких подотраслей слабое. Продукция характеризуется высоким уровнем материало- и энергоемкости. В результате — высокая себестоимость продукции. Минимально присутствует ряд высокотехнологичных подотраслей, определяющих экспортные позиции машиностроения в развитых странах, такие как IT-индустрия, производство сложной медицинской техники, приборов для научных исследований. По сути, я очертил круг подотраслей машиностроения, которые необходимо развивать, чтобы украинская промышленность уверенно стала на путь высокотехнологического развития (тогда и инвестиционная привлекательность возрастет).

Вторая проблема. Чтобы охватить долю рынка при современном укладе экономики, нужно работать на опережение. Американский математик и экономист И. Ансофф говорил — «Для того, чтобы противостоять среде, сложность и скорость изменений в фирме должна соответствовать сложности и скорости изменений во внешней среде». Как с этим у отечественных компаний? Положительные примеры есть, но в целом — дела идут не очень хорошо. Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера в нашей стране остается низкой. Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме выпуска в 2016 и 2017 годах составила 1,4 и 1,5% соответственно. Это значительно ниже даже показателей стран Восточной Европы. Наукоемкость ВВП Украины колеблется в пределах 0,3-0,5%. В 2017 году на НИОКР в Украине потратили 0,3% ВВП. Это на порядок меньше, чем в странах-лидерах — в Израиле компании тратят на НИОКР 4,4% ВВП, в Финляндии — 3,9% ВВП, в США — 3% ВВП. В развивающихся странах в среднем расходы на НИОКР составляют 1,5-2% ВВП. Что делать? Во-первых, нужны стимулы для роста расходов компаний на НИОКР. В том числе, налоговые стимулы. Понятно, при условии жесткого контроля за реальным проведением НИОКР, чтобы не было злоупотреблений. Во-вторых, один из методов, позволяющих обеспечить модернизацию производства и переход к качественно новому состоянию компаний — реинжиниринг бизнес-процессов. Проще говоря, отказ от устаревших подходов и начало бизнес-процессов с нуля. Инновационная философия реинжиниринга состоит в нацеленности на создание высокотехнологичных производств по изготовлению наукоемкой продукции. Новый подход к организации бизнеса — уже инновация сама по себе.

Третья проблема. Допустим, украинские компании нарастили расходы на НИОКР, исследованиям сопутствовал успех (без банальной удачи не обойтись), в нашей стране начали производить современную высокотехнологичную продукцию. Но ее нужно уметь продвигать на рынки. Этому вопросу у нас уделяется мало внимания. А зря! Ведь очень сложно спрогнозировать — найдутся ли потребители на новый продукт и какова будет их реакция. Даже инновационный продукт может «провалиться», если не будет надлежащей подготовки потребителя и адекватной стратегии вывода этого продукта на рынок. Как решать эту проблему? Обратимся к мировому опыту, например, к практике 30-летней давности, когда на рынки выводили персональные компьютеры. Опыт говорит о том, что стадии проектирования, разработки, производства и маркетинга должны осуществляться одновременно и параллельно. Это — основа интерактивной бизнес-модели. Только так разработчики высокотехнологичной продукции смогут понять потребности потенциальных потребителей и скорректировать параметры производимых товаров.

Четвертая проблема. Для того, чтобы усилия по созданию и выводу на рынки инновационных продуктов были успешными, не только они должны быть объединены. Необходима система промышленного инжиниринга, которая включает в себя весь жизненный цикл продукта: от появления идеи, разработки опытного образца, внедрения в производство, в том числе его технологического оснащения, до маркетинга, поставки на рынок, сервисного обслуживания и дальнейшей утилизации.

Пятая проблема. У нас много говорят о том, что украинские предприятия должны более активно включаться в цепочки кооперации с крупными иностранными компаниями. Могли бы, но что-то этому мешает. Что же? Наши производители станут привлекательными для включения в международные производственно-сбытовые цепочки и в создание стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний только при условии, что они начнут демонстрировать рост эффективности менеджмента и производительности труда. Нашим предпринимателям и промышленникам придется постараться, и хорошо, что программы и методологии управления, основанные на общеизвестных методах эффективного менеджмента, находятся в открытом доступе. Соответствующие управленческие технологии массово применяются во всем мире — методики Ф. Тейлора, упомянутый «реинжиниринг бизнес-процессов», «матрица Бостон Конслатинг Групп» (для управления продвижением продукции), Toyota Production System и другие. Результаты управления компаниями в значительной степени зависят от применения качественных управленческих методологий.

Возникает вопрос — в каких сферах украинским предприятиям сосредоточить усилия по созданию инновационных продуктов. Наиболее перспективный путь — производство товаров и услуг, которые создают новые рынки, в результате чего бывшие лидеры теряют свою рыночную власть. Сделать это возможно только через подрывные инновации. Сложно угадать направления, на которых следует сосредоточить усилия, но думаю, что в ближайшие 10-20 лет мир будет развиваться в направлении так называемой НБИК-конвергенции, включая нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии (здесь и поле для подрывных инноваций). Считаю, что с учетом сильной школы в физике и высокого уровня развития IT-сферы, у нашей страны хорошие перспективы в этих областях, развитие которых знаменует переход мировой экономики к шестому технологическому укладу.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Олег Капустин 30 октября 2018, 17:12

Проблема в том, что наш народ ментально работать и творить способен только из под палки по указанию начальника. Лень физическая и лень ума- отличительная черта нашего народа. По сути, нужна государственная программа и финансовая господдержка, хотя бесполезно, все украдут и вывезут.

0
реклама
реклама