Бизнес

госрегулирование

Контрабандисты покидают обувной рынок. Благодаря этому организованная розница впервые получит контроль на рынком обуви

Контрабандисты покидают обувной рынок. Благодаря этому организованная розница впервые получит контроль на рынком обуви
Обувь, которая ввозилась в Украину по серым схемам, продается в основном на базарах
Фото: PHL

За пять месяцев нынешнего года в Украину было ввезено 46,6 млн пар обуви, что на 27 % превысило показатель аналогичного периода 2012 г., сообщила Государственная таможенная служба. В денежном выражении рост был еще больше — объем импорта увеличился на 58 %, до $ 400,1 млн. Это очень много: например, в январе-мае прошлого года импорт обуви в денежном выражении увеличился лишь на 32,2 % ($ 253,2 млн) год к году.

Обувщики не увеличили импорт

У продавцов такая статистика вызывает удивление. Один из крупнейших обувных ритейлеров страны — MTI («Интертоп», PLATO, Kidditop, ECCO, Geox, Clarks, Skechers) — не увеличивал поставки обуви в Украине и не завозил более дорогую продукцию, говорит управляющий директор дивизиона обуви и одежды компании MTI Сергей Бадритдинов. Об этом же сказал и совладелец обувной компании «Монарх Ритейл Украина» (сети «Монарх», Steve Madden и пр.) Владислав Нечай. «Продажи [обуви] падают, поэтому завозить больше товара нет смысла», — подчеркнул он.

Как уже ранее писал «Капитал», с января по май в организованной рознице продажи обуви снизились на 10‑15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому ритейлеры занялись оптимизацей бизнеса. До конца нынешнего года из Украины уйдет американская обувная сеть Steve Madden, закроется 25 наименее рентабельных магазинов «Монарха».

Импортеры легализируют поставки

Началась активная борьба с серым импортом (занижением таможенной стоимости. — «Капитал»), поясняет увеличение импортных поставок обуви исполнительный директор Ассоциации «Укрлегпром» Татьяна Изовит. По ее словам, Министерство доходов и сборов, курирующее деятельность таможни, теперь отправляет запросы таможням стран-экспортеров и сверяет, по каким ценам и в каком количестве вывезена и ввезена продукция. По информации Татьяны Изовит, сейчас в Украину импортируется около 85 % всей продаваемой в стране обуви, из которой 80‑90 % — поставки из Китая. Официальной статистики относительно объема рынка нет, но, по оценкам ритейлеров, в 2012 г. было реализовано обуви на $ 2,7 млрд. «Речь идет не о завозе более дорогой продукции, а о ее легализации», — заключает представитель «Укрлегпрома». С ней согласился Владислав Нечай, добавив, что ранее некоторые импортеры завозили обувь под видом шнурков. Это объясняет и опережающий рост объема импорта в денежном выражении: с «обелением» ввоза увеличивается и таможенная стоимость ввозимой обуви, отметила Татьяна Изовит.

Ужесточение контроля

Сейчас импортерам обуви выгодно занижать таможенную стоимость обуви для минимизации налогообложения, но после вступления в силу с 1 июля изменений в Налоговый кодекс ситуация кардинально изменится. Руководитель налогового отдела аудиторской компании BDO в Украине Виктор Невмержицкий обращает внимание, что в налоговых накладных поставщикам необходимо будет указывать дату и номер таможенной накладной, по которой был ввезен товар. Представитель налоговой администрации при проведении проверок торговых точек по номеру таможенной накладной (об объединении таможенной и налоговой баз премьер-министр Николай Азаров заявил в конце прошлого года. — «Капитал») сможет узнать цену, по которой была завезена обувь в нашу страну, тогда как сейчас такой возможности нет. Поэтому импортерам будет выгоднее увеличивать таможенную стоимость поставляемой продукции, чтобы сократить объем налога на прибыль. Обувные ритейлеры заранее начали готовиться к этому, поделился сотрудник одного из них — это необходимо, чтобы «потом не пояснять, почему ввозимая обувь так резко подорожала».

Базары теряют клиентов

Обувь, которая ввозилась по серым схемам, продавалась в основном на базарах, добавил Владислав Нечай. По его словам, из‑за легализации продукции в текущем году обувь на рынках подорожала в среднем 15 %, а вот в большинстве специализированных магазинов цены не изменились. «Монарх» даже снизил их на 10 % за счет сокращения издержек и собственной наценки.

Покупатели переориентируются с базаров на магазины, ожидает Татьяна Изовит. Этому будет способствовать и активное развитие обувных сетей, предлагающих недорогую продукцию, — Centro и Kari. Как уже ранее писал «Капитал», за два-три года в Украине появится 30‑50 магазинов польской сети ССС, где средняя стоимость пары обуви составит 300 грн.

Все это позволит цивилизованной рознице получить контроль над обувным рынком. Совладелец компании «Монарх Ритейл Украина» констатирует, что сейчас через этот канал сбыта продается около 50 % всех товаров и допускает увеличение его доли до конца года до 55 %. По наблюдениям эксперта подобная тенденция наблюдалась в 2008 г., но из‑за начавшегося финансового кризиса покупатели ушли из магазинов на базары.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама