Інтереси

искусство

Тенденции на мировом арт-рынке — продажи старых мастеров падают, а сетевая активность и количество частных сделок растут

Тенденции на мировом арт-рынке — продажи старых мастеров падают, а сетевая активность и количество частных сделок растут
В прошлом году у SOTHEBY’S хорошо продавались импрессионисты - например, полотно «Яблоки» Поля Сезанна ушло за $ 41,6 млн
Фото: EPA

На арт-рынке 2013‑й запомнится как год рекордов, в очередной раз подтвердивших давно сложившееся правило: ценность искусства, как и его цена, не имеет границ, качество и редкость стоят любых денег, и не так уж важно, что это — картина ренессансного мастера или современного художника, уникальный алмаз или восточный ковер.

По подсчетам компании Artnet, одного из крупнейших мировых аналитиков в сфере арт-бизнеса, в 2013 г. на аукционных торгах по всему миру было продано произведений искусства на общую сумму $ 14,4 млрд. Это на 5 % больше, чем в 2012 г., хотя и недотягивает до 16,2 млрд в 2011‑м. Главным триумфатором года среди аукционных домов оказался Christie’s (его годовой оборот составил $ 7,13 млрд, у главного конкурента Sotheby’s — $ 5,2 млрд), а среди художников — Фрэнсис Бэкон, работа которого установила новый рекорд для произведения искусства, когда‑либо проданного на открытом аукционе.

Большие цифры

12 ноября на торгах Christie’s работа Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» 1969 года была продана за $ 142,4 млн. На трех холстах размером полтора на два метра один из крупнейших британских мастеров ХХ века в характерной для него экспрессивной манере изобразил другого крупного британского художника. Новый рекордсмен обогнал предыдущего — им был «Крик» Мунка — более чем на $ 20 млн. Еще десять лет назад, в 2004‑м, цена за искусство, перешагнувшая стомиллионную отметку (тогда это был «Мальчик с трубкой» Пикассо, рекорд продержался шесть лет), потрясала воображение, но сейчас уже и новая сумма не шокирует. В конце концов, заплатила же Шейха Аль-Маясса, собирающая коллекцию для катарских музеев, два года назад $ 250 млн за «Игроков в карты» Сезанна. Новый рекорд удивляет другим: до сих пор максимальные суммы, как правило, платились за картины или скульптуры, возраст которых составлял не менее сотни лет. Но теперь к ним присоединилось и послевоенное, и современное искусство, подтвердив статус самого прибыльного и быстрорастущего сегмента арт-рынка.

$ 14,4 млрд на такую сумму в 2013 г. было продано произведений искусства на аукционных торгах по всему миру

Удачно проходили торги и в других областях рынка. У Sotheby’s хорошо продавались импрессионисты, благо аукционному дому было что предложить коллекционерам — «Яблоки» Сезанна ($ 41,6 млн), очередной портрет любимой музы Пикассо Мари-Терез Вальтер, задумчиво сидящей у окна ($ 45 млн), зрелый Моне с венецианским видом «Палаццо Контарини» ($ 30,8 млн). Традиционно разлетались и драгоценности — ноябрьский ювелирный аукцион Sotheby’s в Женеве стал самым успешным в истории и принес аукционному дому $ 199,5 млн, а фантазийный бриллиант под названием «Розовая звезда» весом 59,6 карат ушел за $ 83,2 млн, установив очередной для прошлого года рекорд.

Старые мастера

Более противоречивыми оказались результаты торгов работами старых мастеров. По подсчетам компании Artprice, $ 1,018 млрд, потраченные на торгах по всему миру на произведения художников, родившихся не позднее 1760 г., — это снижение числового показателя на 0,3 % по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, если в 2009 г. продажи старых мастеров составляли 12 % от общего пирога арт-рынка, то в 2013-м их доля уменьшилась до 8 %, а цены в среднем снизились на 13 %. Впрочем, в силу возраста работ и крайне малого числа шедевров на рынке старые мастера давно признаны идеальным вложением для хранения средств, но не для их быстрого приумножения. Охотникам быстрой прибыли дорога на торги современным искусством. Самой удачной продажей в этом сегменте стал портрет кисти французского художника XVIII века Оноре Фрагонара ($ 28 млн на торгах Bonhams), принадлежавший немецкому педиатру Густаву Рау, который завещал свою коллекцию ЮНИСЕФ.

При закрытых дверях

В прошлом году усилились еще две тенденции. В последние несколько лет все крупные аукционные дома отмечают значительный рост частных продаж. Все больше коллекционеров предпочитают фиксированную цену, непубличную сделку и «незасвеченные» шедевры. Из $ 7,13 млрд общего оборота Christie’s частные продажи составили $ 1,19 млрд, что на 18 % выше показателя 2012 г. Примерно та же динамика наблюдается и у Sotheby’s. Кроме того, Christie’s, первым из крупных игроков начавший проводить самостоятельные онлайн-торги (а не только принимать по интернету ставки для обычных аукционов), отмечает рост сетевой активности. На онлайн-торги аукционный дом выставляет недорогие лоты в разных категориях, но и они принесли за прошлый год $ 20,8 млн и стали главным способом привлечь новых клиентов. Забавно, что самым дорогим на онлайн-аукционе стал компьютерный лот — модель персонального компьютера Apple-1, цена которого составила $ 387,7 тыс.

Никакой золотой середины

Еще одна очевидная тенденция 2013 г. — рост числа недорогих продаж. На рынке, и аукционном, и галерейном, больше всего востребованы крайности — уникальные шедевры, при покупке которых цена не имеет значения, и недорогие работы, которые не пробивают брешь в бюджете. По данным Artprice, около 80 % всех транзакций на мировом аукционном рынке приходится на произведения стоимостью менее $ 5 тыс. (в статистику включены только подписные работы). Подтверждает это и Christie’s — продажи тиражной графики выросли в прошлом году на 75 % и достигли $ 81,4 млн. Доступная цена оправдывается техникой исполнения, степенью сохранности и редкости работы. Например, для нового рекорд­смена Бэкона минимальная цена в прошлом году составила $ 1,1 тыс. за небольшую литографию. Тиражные работы Уорхола стоили и того дешевле — от $ 82. Словом, не нужно быть миллиардером, чтобы собирать искусство, убеждает статистика.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама