Технологии

игра без правил

На телевизионном рынке хаос: телекомпании вещают как заблагорассудится

С начала года на телевизионном рынке наблюдается ряд манипуляций со стороны как телеканалов, так и провайдеров. «Капитал» проанализировал наиболее значимые из них.

ТВi рвется в эфир

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания на днях обратился к руководству ООО «ТелерадиоСвит» (телеканал ТВi) и к руководству Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ) с просьбой предоставить информацию о наличии разрешительных документов на эфирное вещание ТВi. Об этом сказано в сообщении регулятора.

28 марта концерн возобновил трансляцию в аналоговом эфире телеканала ТВi. Гендиректор КРТТ Константин Захаренко сообщил изданию «Телекритика», что ТВi представил решение суда, согласно которому он имеет право на вещание в эфирных частотах, выигранных в январе 2010 г. на конкурсе, который впоследствии был отменен через суд по иску телеканалов группы «Интер».

«Капитал» изучил все решения в Едином реестре судебных дел относительно компании «ТелерадиоСвит». Однако такого решения там не обнаружилось.

Существует, однако, решение Киевского окружного административного суда, датированное октябрем 2013 г., согласно которому суд признал незаконной бездеятельность Нацсовета и обязал его завершить конкурс по выдаче лицензий на аналоговое вещание, который был объявлен еще в сентябре 2009 г.

Согласно тому же решению суда, на дополнительном конкурсе регулятор должен был рассмотреть заявку на эфирные частоты ТВi в первую очередь. Однако Нацсовет так и не исполнил это решение и не проводил допконкурс, соответственно и частоты ТВi не выдавались. В Нацсовете не смогли вчера это прокомментировать: «Мы сейчас изучаем ситуацию и проводим мониторинг относительно его вещания. Информация будет завтра», — сообщил член Национального совета Николай Фартушный.

Как ранее сообщал «Капиталу» начальник «Украинского центра радиочастот» Павел Слободянюк, на практике выполнить решение суда Нацсовету будет очень непросто. По его словам, практически все свободные ТВ-частоты уже были распределены, когда запускалось цифровое ТВ «Зеонбуду».

Если телеканал восстановится в эфирной сети, кабельные операторы будут обязаны включить его в универсальную программную услуг — пакет телеканалов, обязательный для трансляции на территории Украины. По словам учредителя киевской сети провайдера «Триолан» Вадима Сидоренко, представители ТВі уже общались с его компанией по поводу возможного возобновления вещания. Но судебного решения Сидоренко пока не видел. «Если окажется, что оно есть и возобновление ТВі в эфире законно, мы, конечно, тоже его включим», — говорит он. На запрос «Капитала» представители ТВі не ответили.

Иностранный «Еспресо ТВ»

После революционных событий в Украине сеть своего вещания расширил и новостной телеканал «Еспресо ТВ». Так, вместо одного из выключенных российских телеканалов на прошлой неделе крупнейший кабельный оператор «Воля» включил «Еспресо ТВ» в свою сеть вещания. По словам начальника отдела связей с общественностью «Воли» Владислава Войтовича, при заключении договора телеканал предоставил копию своей лицензии на вещание.

Напомним, телеканал был создан в ноябре 2013 г. народным депутатом Николаем Княжицким. Начиная с ноября телеканал пытался несколько раз получить лицензию на спутниковое вещание, но безуспешно. Несмотря на это, в декабре телеканал начал свою трансляцию в интернете и со спутника.

15 тыс. грн стоит один час вещания в эфире Национальной телекомпании Украины

«Нет лицензии у телеканала и сейчас», — говорит Фартушный. По словам Княжицкого, лицензию на вещание телеканал все‑таки получил. Но в Латвии. «Мы работаем на основании подписанной Украиной конвенции о трансграничном вещании», — сказал он. Однако, как отметил представитель Нацсовета, если «Еспресо ТВ» и представлен в Украине как иностранный телеканал, то регулятор должен был его адаптировать. «Мы этот телеканал не адаптировали, соответственно, он работает незаконно», — резюмирует Фартушный. В то же время представитель «Воли» сообщил, что согласно законодательству Украины, каналы, страной происхождения которых является Евросоюз, не нуждаются в адаптации.

В незаконной деятельности могут обвинить и провайдеров, которые транслируют канал. Поскольку им запрещено включать в тв-пакеты неадаптированные телеканалы. «Те провайдеры, которые включили «Еспресо ТВ», нарушили закон по всем пунктам», — говорит Сидоренко и добавляет, что провайдерам в обязательном порядке нужно было внести изменение в лицензию о расширении перечня транслируемых телеканалов. Сидоренко уверен, что они не могли этого сделать, так как Нацсовет уже более двух месяцев не принимает никаких решений.

Даром в общенациональной сети

Заполучить семь часов эфирного времени в день на Первом национального телеканале (НТКУ) удалось интернет-телеканалу «Громадське ТВ». Об этом 25 февраля договорились члены программного Совета ОО «Громадське телебачення» Роман Скрыпин и Андрей Баштовой с экс-исполняющим обязанности гендиректора НТКУ Александром Пантелеймоновым. «Это решение принято с учетом необходимости скорейшего распространения честной информации о событиях в Украине для широкой аудитории», — заявляли в «Громадськом».

С приходом на должность генерального директора НТКУ Зураба Аласании выяснилось, что один час вещания на частотах НТКУ стоит 15 тыс. гривен. «Громадське — некоммерческая организация. Она не может платить. А трансляцию Громадського НТКУ разместило из наилучших гражданских соображений», — написал он на своей странице в Facebook.

Согласно сообщению Зураба Аласании, за время трансляции «Громадське» должно было бы заплатить уже более 5 млн грн. «Нецелевое, между прочим, расходование бюджетных средств. Как теперь захочет Кабинет министров, так и будет. Включит трансляцию Громадскького за прошлый месяц в госзаказ — хорошо», — написал он.

Николай Фартушный также отметил, что это сотрудничество противозаконно, поскольку НТКУ не внесла соответствующих изменений в программную концепцию телеканала. Следует отметить, что ранее член Национального совета Лариса Мудрак заявляла «Капиталу», что это незначительное правонарушение телеканала, поскольку по программному содержанию контент «Громадського» соответствует программной концепции Первого национального.

Нет кворума — нет решений

В Нацсовете понимают, что большинство всех этих проблем должны решать они. Но регулятор уже около двух месяцев не проводит своих заседаний. Изначально причиной отсутствия работы регулятор был захват здания Нацсовета митингующими. Позже регулятор не мог проводить заседания, та как четыре члена Нацсовета не приходили в связи с отпуском и выходом на больничный. На прошлой неделе глава регулятора Владимир Манжосов сообщил «Капиталу», что уже с этой недели орган приступит к работе в полном составе. Но, как вчера сообщили в пресс-службе Нацсовета, сегодня заседание опять не состоится.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама