Бізнес

конъюнктура

Резкое удешевление клубники на 30‑50 % приведет к уходу фермеров с рынка в следующем сезоне

Закупочные цены на клубнику (садовую землянику) в этом году по сравнению с предыдущим снизились на 30‑50 % — до 10‑13 грн за один кг, рассказал «Капиталу» руководитель информационного проекта polunica.com.ua Сергей Величко. «Я на рынке работаю восемь и лет и не могу вспомнить такого резкого удешевления», — отмечает он и добавляет, что себестоимость выращивания клубники составляет около 12 грн за кг.

По данным информационно-аналитического агентства «АПК-Информ: овощи и фрукты», украинский рынок ягод составляет около $ 300 млн в год. Основными культурами на нем являются клубника и черешня. Объем рынка клубники по итогам прошлого года составил $ 160 млн. Увеличение посевных площадей в два раза, по мнению руководителя информационно-аналитического агентства «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяны Гетьман, спровоцировало падение цен. Она отметила, что практически вся клубника реализуется на внутреннем рынке и на экспорт приходится лишь около 0,3 %.

Освоить экспорт фермеры не могут из‑за отсутствия необходимых технологий для предпродажной подготовки — охлаждения и упаковки, поясняет Величко, отмечая при этом также недостаточную обеспеченность производителей клубники транспортом для перевозки продукции. По этим причинам фермеры не могут расширить рынок сбыта и поставлять свою продукцию в продовольственные розничные сети, которые готовы покупать ягоду по ценам выше текущих среднерыночных. «Нам нужна упакованная клубника или черешня, а поставщики предлагают купить ягоды в мешках и упаковывать их самостоятельно. Нам это не подходит», — говорит совладелец сети продовольственных супермаркетов «Таврия В» и «Космос» Борис Музалев и добавляет, что его также не устраивает качество поставляемых ягод и факт, что фермеры хотят получить расчет за свой товар наличными.

Величко говорит, что закупочные цены на клубнику могут упасть в конце сезона (июль-август) до 5‑8 грн за кг, но в этом случае фермеры оставят ягоды гнить на поле. Он прогнозирует, что в следующем году многие фермеры переориентируются на другую продукцию или уйдут с рынка. «После неудачного сезона инвестиции в клубничный бизнес будут моментально сворачиваться. Очень много случайных людей попали в этот бизнес, и, соответственно, они уйдут», — заключает он.

Татьяна Гетьман пока что не берется давать конкретный прогноз относительно снижения цен на другую основную ягоду — черешню, поскольку ее массовые поставки начинаются немного позже. Однако, по ее словам, удешевление черешни из‑за перепроизводства будет, хотя и не такое резкое, как у клубники. Эта тенденция, по словам Гетьман, коснется и более мелких сегментов рынка — малины, смородины, черники. Она отметила также, что рынок ягоды зависит от погоды, поэтому продолжительные дожди или засуха могут кардинально изменить сложившуюся на рынке ситуацию.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама