Закупочные цены на клубнику (садовую землянику) в этом году по сравнению с предыдущим снизились на 30‑50 % — до 10‑13 грн за один кг, рассказал «Капиталу» руководитель информационного проекта polunica.com.ua Сергей Величко. «Я на рынке работаю восемь и лет и не могу вспомнить такого резкого удешевления», — отмечает он и добавляет, что себестоимость выращивания клубники составляет около 12 грн за кг.
По данным информационно-аналитического агентства «АПК-Информ: овощи и фрукты», украинский рынок ягод составляет около $ 300 млн в год. Основными культурами на нем являются клубника и черешня. Объем рынка клубники по итогам прошлого года составил $ 160 млн. Увеличение посевных площадей в два раза, по мнению руководителя информационно-аналитического агентства «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяны Гетьман, спровоцировало падение цен. Она отметила, что практически вся клубника реализуется на внутреннем рынке и на экспорт приходится лишь около 0,3 %.
Освоить экспорт фермеры не могут из‑за отсутствия необходимых технологий для предпродажной подготовки — охлаждения и упаковки, поясняет Величко, отмечая при этом также недостаточную обеспеченность производителей клубники транспортом для перевозки продукции. По этим причинам фермеры не могут расширить рынок сбыта и поставлять свою продукцию в продовольственные розничные сети, которые готовы покупать ягоду по ценам выше текущих среднерыночных. «Нам нужна упакованная клубника или черешня, а поставщики предлагают купить ягоды в мешках и упаковывать их самостоятельно. Нам это не подходит», — говорит совладелец сети продовольственных супермаркетов «Таврия В» и «Космос» Борис Музалев и добавляет, что его также не устраивает качество поставляемых ягод и факт, что фермеры хотят получить расчет за свой товар наличными.
Величко говорит, что закупочные цены на клубнику могут упасть в конце сезона (июль-август) до 5‑8 грн за кг, но в этом случае фермеры оставят ягоды гнить на поле. Он прогнозирует, что в следующем году многие фермеры переориентируются на другую продукцию или уйдут с рынка. «После неудачного сезона инвестиции в клубничный бизнес будут моментально сворачиваться. Очень много случайных людей попали в этот бизнес, и, соответственно, они уйдут», — заключает он.
Татьяна Гетьман пока что не берется давать конкретный прогноз относительно снижения цен на другую основную ягоду — черешню, поскольку ее массовые поставки начинаются немного позже. Однако, по ее словам, удешевление черешни из‑за перепроизводства будет, хотя и не такое резкое, как у клубники. Эта тенденция, по словам Гетьман, коснется и более мелких сегментов рынка — малины, смородины, черники. Она отметила также, что рынок ягоды зависит от погоды, поэтому продолжительные дожди или засуха могут кардинально изменить сложившуюся на рынке ситуацию.