Фінанси

санкции

Количество жалоб на страховщиков в этом году может вырасти из-за новых банкротств

За І кв. 2013 г. в Национальную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) поступило более 1870 жалоб граждан на действия страховых компаний, сообщили «Капиталу» в пресс-службе регулятора. Для сравнения, на протяжении 2012 г. от граждан в ведомство поступило 3479 жалоб, в 2011 г. — 4722.

Наиболее часто украинцы жаловались на отказ в выплате страхового возмещения, его размер, невыплату либо несвоевременную выплату средств, а также на неуплату пени за каждый день просрочки выплаты страхового возмещения.

Реакция регулятора

В 2012 г. по результатам рассмотрения в пользу заявителей были приняты решения по 510 жалобам. По остальным даны разъяснения. Что в большинстве случаев, как объяснил один из работников инспекционного отдела Нацкомфинуслуг, означает рекомендацию обратиться в суд. Для сравнения, в 2011 г. были приняты решения в пользу населения, а страховые компании обязали выполнить свои обязательства по 2534 обращениям.

Лишь по 10 % нарушений в 2012 г. страховщики улаживали конфликты самостоятельно, до применения к ним мер воздействия. За неполные пять месяцев 2013 г. этот показатель достиг отметки в 50 %, уверяют в регуляторе.

По состоянию на 15.05.2013 к страховщикам, которые допускали нарушения требований законодательства в сфере рынков финансовых услуг, Нацкомфинуслуг было принято 78 распоряжений об устранении нарушений и 15 постановлений о наложении штрафных санкций на общую сумму 187 тыс. грн. В 2012 г. к страховщикам применили 152 предписания об устранении нарушений и 4 постановления о наложении штрафных санкций на общую сумму 27,2 тыс. грн. В 2011 г. страховые компании уплатили 1,656 млн грн.

В результате проделанной работы за октябрь 2012 г. — апрель 2013 г. гражданам по результатам применения мер воздействия к страховщикам выплачено почти 2,5 млн грн. Это без учета возмещений, выплаченных страховщиками самостоятельно до применения мер воздействия.

Причина возмущения граждан

Лидерами по количеству обращений граждан относительно действий страховщиков являются страховая компания «Лафорт», «Городская страховая компания», «Украинская экологическая страховая компания», «Народно-финансовая страховая компания «Добробут» и страховое общество с дополнительной ответственностью «Гарантия». Все пять компаний либо находятся в состоянии банкротства, либо лишены лицензий. На письменные запросы ни в одной из них к моменту выхода номера «Капиталу» не ответили.

Участники страхового рынка считают массовые обращения населения к регулятору лакмусовой бумажкой, которая отображает общее состояние страхового рынка и отношений страховщик — страхователь. В Украине счет жалоб идет на тысячи, а в странах ЕС такие обращения — единичные случаи.

Рынок переполнен неплатежеспособными компаниями, фактическими банкротами, которые продолжают работать даже после того, как регулятор по нескольку раз приостанавливает их лицензии. И именно нынешние реалии, по словам исполнительного директора «Оранты» Александра Завады, часто вынуждают страховщиков нарушать законодательство.

Прогноз неутешителен

Чтобы уменьшить количество жалоб и обеспечить защиту прав потребителей страховых услуг, по мнению Завады, необходимо реализовать комплексную стратегию развития страхового рынка. Это подразумевает прежде всего принятие во втором чтении закона «О страховании», работа над которым находится сейчас на завершающей стадии. Необходимо также расширить сферы деятельности страховых компаний, создать новые рынки и, соответственно, новые продукты и услуги, благодаря чему повысится прибыльность.

«Необходимо также обеспечить Нацкомфинуслуг необходимыми ресурсами, повысить ее способность осуществлять эффективное регулирование», — говорит Александр Завада.

К примеру, с начала 2013 г. совсем не выделялись средства на выездные проверки страховых компаний, и пока их нет. «Соответственно, мы в настоящее время такие проверки не осуществляем», — сообщил источник «Капитала» в комиссии.

Но не только страховой рынок должен претерпеть изменения для того, чтобы отношения страховщик — клиент стали партнерскими и цивилизованными. «Нужны изменения, которых на законодательном уровне не примешь, — в сознании людей. Сегодня клиент чаще хочет получить деньги наличными, нежели чтобы компания оплатила, например, ремонт автомобиля. Клиенты считают, что им лучше самим отремонтировать свое авто», — разводит руками заместитель директора департамента урегулирования убытков страховой компании «НАСТА» Артем Резвин.

В 2013 г. ситуация с количеством жалоб и правонарушений, по мнению Резвина, может даже ухудшиться. Ведь некоторые компании в конце 2012 г. — начале 2013 г. были лишены лицензий или обанкротились, а значит, количество жалоб непременно возрастет. «В этом году можно ожидать ухода с рынка еще нескольких компаний. Из-за этого количество недовольных граждан может увеличиться», — говорит Резвин.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама