Экономика

проекты

Правительство не будет строить дороги, а потратит 6,7 млрд грн на латание дыр

Кабинет министров определился с источниками финансирования дорожного хозяйства на текущий год. В общей сложности на дороги направят около 6,7 млрд грн. Эти средства — остатки от привлеченных Государственным агентством автомобильных дорог Украины («Укравтодор») в 2012 и 2013 гг. средств за счет нескольких выпусков облигаций. Основная часть — 4,1 млрд грн — это неизрасходованные деньги от выпуска облигаций на 7,2 млрд грн в 2012 г., еще 2,6 млрд грн — от выпуска бумаг на более чем 2,7 млрд грн в 2013 г. Министерство инфраструктуры уже расписало и направило на согласование в Кабмин перечень дорог и суммы, которые необходимо выделить на их обновление.

Поделить по‑братски

Исходя из расчетов Мининфраструктуры, больше остальных на дорожные работы получат Полтавская и Киевская области — по 742,5 млн грн и 712,7 млн грн соответственно. А вот меньше всех достанется закарпатскому и сумскому регионам — 60,9 млн и 94,1 млн грн. Из дорожной сметы страны на 2014 г. изъяли пункт «АР Крым и Севастополь», перераспределив между материковыми регионами 12,9 млн грн и 87,1 млн грн, которые предназначались полуострову и городу.

Кроме того, испытывая сложности с финансированием дорог, Мининфраструктуры предлагает заморозить строительство нескольких инфраструктурных проектов, перенаправив, в частности, 300 млн грн, ранее предусмотренных для строительства объезда Днепропетровска и 1,2 млрд грн — объезда Донецка. Также на текущий год хотят сократить финансирование строительства мостового перехода через Днепр в Запорожье — с 82 млн грн до 32 млн грн.

Голодный год

О том, что в бюджете-2014 нет средств на реализацию новых инфраструктурных проектов, в правительстве заявляли и ранее. «Львиная доля работ будет осуществляться по привлечению иностранных инвесторов для завершения уже существующих проектов и по оптимизации расходов бюджета на содержание как министерства, так и предприятий, входящих в сферу его управления», — отметил министр инфраструктуры Максим Бурбак. Ранее он заявил, что из запланированных для «Укравтодора» на 2014 г. бюджетных 15 млрд грн около 10 млрд грн нужно будет вернуть кредиторам. Следовательно, на строительство новых объектов остается немного. Как рассказал «Капиталу» чиновник, работавший в структуре «Укравтодора» при прежнем руководстве, ничего кардинально нового нынешнее правительство не предложило, взяв деньги на ремонт из облигационного резерва. В начале года Кабмин Азарова также собирался перераспределить те самые 6,7 млрд грн, оставшиеся от выпуска облигаций. Собеседник также предположил, что на фоне долга по кредитным обязательствам в этом году автодорожное ведомство будет максимально экономить и вряд ли направит на объекты все суммы. Так, по данным «Укравтодора», в 2013 г. вместо запланированных 5,14 млрд грн на ремонтные работы потратили немногим более 3 млрд грн.

Творческий подход

Столкнувшись с нехваткой средств на ремонт дорог, в профильном министерстве и «Укравтодоре» стали изучать возможность разделить груз по содержанию дорожного хозяйства с теми, кто дорогами пользуется. Как ранее писал «Капитал», Мининфраструктуры предложило взимать плату за проезд с крупногабаритного транспорта массой 12 т и более. По большому счету ничего крамольного в этом нет, так как аналогичные поборы действуют в некоторых странах Евросоюза. В министерстве рассчитывают, что при внедрении сбора оплаты на дорогах общей протяженностью 21 тыс. км ежегодные поступления составят от 4 млрд грн до 8  млрд грн при среднем тарифе 0,5‑1 грн за километр.

Еще один вариант финансового упрощения накануне обнародовал экс-глава «Укравтодора» Александр Малин, назначенный в прошлую среду первым заместителем министра инфраструктуры. Чиновник заявил, что вскоре ведомство будет отвечать только за трассы государственного значения, тогда как дороги общего пользования передаст в коммунальную собственность местных органов власти. Такие законодательные изменения уже готовят в Мининфраструктуре. По его словам, новый подход делегирования полномочий по содержанию дорог позволит обслуживать и ремонтировать трассы как за средства дорожного фонда, которых из года в год все больше не хватает, так и за деньги местных бюджетов. «Из почти 170 тыс. км дорог общего пользования в коммунальную собственность областных, районных и сельских советов планируется передать около 100‑130 тыс. км, что позволит «Укравтодору» сосредоточиться на реабилитации нынешних автомобильных дорог, которые являются составными частями международных транспортных коридоров, а в перспективе — на строительстве новых автомагистралей», — цитирует Малина пресс-служба «Укравтодора».

Внешняя поддержка

Важный источник фондирования строительства дорог — займы международных финансовых организаций. В частности, Малин подтвердил, что средства на строительство и ремонт дорог могут быть привлечены через внешние заимствования. По его словам, уже есть договоренности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) о завершении строительства и ремонта дороги Киев — Одесса. Ранее ведущий советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов сообщил, что совет директоров банка одобрил выделение € 200 млн по проекту реконструкции автомобильных подходов к Киеву. Условием получения средств было заключение соглашения нового правительства Украины с Международным валютным фондом по программе макроэкономической стабилизации.

В «Укравтодоре» также рассчитывают на грядущие переговоры с государственным экспортным банком Венгрии относительно кредита на € 60‑70 млн для строительство дороги Берегово — Мукачево. По информации Госагентства автомобильных дорог , также продолжаются работы за счет средств Всемирного банка (ВБ) по строительству дороги Киев — Харьков — Должанский и подтверждены договоренности по строительству его ответвления в направлении Днепропетровска. При поддержке ВБ планируется строительство трассы Днепропетровск — Кривой Рог — Николаев. Интересно, что без аннексии Крыма некоторые указанные проекты могли вовсе не состояться. По словам Малина, откорректировать планы пришлось после оккупации полуострова, в результате чего были утрачены порты Крыма. «Это повлекло за собой увеличение нагрузки на порты Херсона, Николаева и Одессы», — сказал он, отметив, что в связи с этим и возникла необходимость в дополнительных подъездах к портам на континентальной части страны.

Длинный долг

Одним из недостатков новых заимствований для «Укравтодора» является кредитный портфель и обязательства по нему. По данным ведомства, на сегодняшний день оно должно своим кредиторам 37 млрд грн, в том числе по кредитам МФО, средне- и краткосрочным кредитам украинских банков и ценным бумагам. Что касается последних (за них и будут делать ремонт дорог), в «Укравтодоре» заявили о слишком неприемлемых условиях, под которые был осуществлен выпуск облигаций. При содействии Мининфраструктуры дорожное ведомство инициировало реструктуризацию долга и начало переговоры с держателями бумаг об отсрочке выплат по купонам. Одним из возможных вариантов может стать перевыпуск облигаций под более выгодные проценты. Ставку в 16,3 %, под которую «Укравтодор» разместил несколько серий бумаг, новое руководство Мининфраструктуры считает неприемлемой. Учитывая, что держателями бумаг Госагентства автомобильных дорог преимущественно являются государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк, шансы на то, что с ними удастся договориться, достаточно высоки. При этом без диверсификации долговых обязательств дорожникам придется нелегко, ведь согласно их кредитной программе, основная нагрузка по выплатам придется на этот и следующий годы.

Смена вектора

Новые чиновники, отвечающие за дорожное хозяйство страны, кардинально откорректировали перечень дорог, которые ранее планировалось передать в концессию. Оказалось, что объявленные шесть пилотных проектов не могут быть объектами концессии, поскольку они не отвечают критериям и требованиям государственно-частного партнерства. «За последние пять-семь лет концессия стала самоцелью, вследствие чего подготовленные к строительству на условиях соответствующего договора дороги абсолютно не отвечают критериям требований ни по автомобилепотоку, ни по математической модели концессии», — заявили в министерстве. По словам Малина, наиболее перспективным из шести проектов является участок Львов — Краковец. «Укравтодор» по‑прежнему намерен объявить концессионный конкурс на этот объект. «Отсутствие заявок будет показателем того, что концессия является инструментом, который предполагает прежде всего окупаемость», — следует из сообщения пресс-службы «Укравтодора». В то же время, по мнению Малина, потенциально на концессию можно выставлять кольцевые дороги вокруг Киева и Одессы, а также участки с насыщенным движением транспорта. При этом, как сообщил чиновник, в обозримом будущем стоимость дорожно-строительных работ должна уменьшиться на 40 % за счет внедрения межправительственной программы по координации национальных исследований COST. Также удешевить проект позволит заявленный правительством высокий уровень прозрачности госзакупок.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама