Бизнес

телеком

«Киевстар» захотел стать и дискаунтером, и премиум-оператором одновременно

«Киевстар» захотел стать и дискаунтером, и премиум-оператором одновременно
лидер рынка мобильной связи придумал тарифы, которые уменьшили его рентабельность

Крупнейший украинский мобильный оператор «Киевстар» смог нарастить число своих абонентов в течение I квартала 2013 г. сразу на 11% до 27,5 млн человек (учет ведется по количеству активных сим-карт), указала материнская компания оператора — Vimpelcom ltd. Его конкуренты показали результаты на порядок скромнее. Так, третий по величине абонентской базы оператор «Астелит» (life:)) за это время нарастил количество клиентов до 8,2 млн (+2,5%). «МТС Украина» еще не отчиталась за квартал, но ее представитель сообщил, что в последние месяцы у компании наблюдался рост абонбазы в пределах 1%. По данным iKS Consulting, за первых два месяца года количество клиентов этой компании увеличилось на 0,8% до 24 млн.
Для сформировавшегося рынка с проникновением мобильной связи в 126% (данные iKS Consulting за 2012 г.), бурный рост абонентской базы за счет набора новых клиентов нетипичен. В последние несколько лет она была достаточно стабильна и потихоньку увеличивалась из года в год на несколько процентов в основном из-за того, что украинцы пристрастились к использованию нескольких сим-карт и двухсимных смартфонов.
Директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстара» Андрей Осадчук заявил, что значительное увеличение числа клиентов объясняется просто: «У нас хорошее предложение».

Он добавил, что «Киевстар», почувствовав усиление конкуренции на рынке, в последнее время начал наращивать затраты на розницу и продвижение, что привело в том числе и к перетоку в его сеть абонентов конкурентов.

Главный исполнительный директор life:) Александр Баринов полагает, что причиной внезапного роста абонентской базы «Киевстара» стал переход собственных абонентов этого оператора на бюджетный тариф его же виртуального молодежного оператора Djuice. В результате одних и тех же людей «Киевстар» учитывает дважды — и как новых абонентов Djuice, и как владельцев еще не отключенных сим-карт собственно «Киевстара». По его словам, можно говорить о так называемом внутреннем каннибализме, когда клиенты более дорогих пакетов переходят на более дешевое предложение в рамках одной сети. «На это указывает резкое снижение ARPU (среднемесячная доходность с одной сим-карты) у нашего конкурента за последний квартал (с $ 5,1 до $ 4,3)», — отмечает менеджер.

Осадчук не стал это комментировать по сути.

Быстрый рост абонентской базы привел к ухудшению финансовых показателей оператора, указано в отчете Vimpelcom. Операционная рентабельность (EBIDTA margin) в I квартале снизилась на два процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 49 % ($ 194 млн.) А по сравнению с четвертым кварталом прошлого года он вообще просел на 3,5 %.

В результате ARPU «Киевстара» практически сравнялcя с аналогичным показателем life:) ($ 4,1), который шесть лет назад выходил на рынок как дискаунтер. В отчете VimpelCom Ltd. это объясняется так: «ARPU упал на 6 % из‑за перехода абонентов на пакетированные тарифные планы и увеличения числа абонентов с небольшими тратами».

Как считает Баринов, в связи с повышением расценок в ряде тарифных планов «Киевстара», его абоненты все равно хотели пользоваться дешевыми внутрисетевыми тарифами, поэтому и переходили на выведенный осенью прошлого года «Алло! Квартал». Всего за 35 коп в день он предоставлял 100 минут внутри сети. При этом в сентябрьском флагмане «Киевстара» — «Супер Киевстар» — 70 внутрисетевых минут обходились в 1 грн.

«Они защищались от нас, выведя этот тариф в качестве последнего барьера для оттока. А в итоге получился совсем другой эффект», — сказал он. На сайте «Киевстара» говорится, что сейчас «Алло! Квартал» закрыт для перехода. Баринов прогнозирует, что впоследствии его финансовые условия могут быть изменены.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама