Бізнес

сделка

Время перемен. Константин Жеваго купил норвежскую верфь, но теряет крымскую

Константин Жеваго купил норвежскую верфь, но теряет крымскую
Фото: Украинское фото

Украинский предприниматель Константин Жеваго становится единственным собственником норвежского судостроительного предприятия NorYards. Последние 30 % акций компания Bergen Group продает за $ 4 млн люксембургской Calexco, связанной с Жеваго. Сделка будет закрыта до конца месяца, говорится в сообщении Bergen Group.

По словам гендиректора Bergen Group Алсе Солхейма, группа за последнее время предприняла ряд мер по уменьшению своего участия в судостроении и будет концентрироваться на развитии бизнеса, в частности, сфере морских работ и услуг. В свою очередь NorYards будет укреплять позиции на международном рынке строительства специализированных судов, говорит гендиректор компании Йоханнес Д. Нетеланд.

Кооперация

О покупке Константином Жеваго доли в судостроительном подразделении Bergen Group было объявлено еще в июле 2013 г. Тогда Bergen Group и Calexco заявили о создании нового предприятия NorYards на базе активов норвежских заводов группы — Fosen и BMV. Изначально предполагалось, что Calexco получит 51 % акций новосозданного предприятия за $ 18,22 млн с возможностью выкупа оставшейся доли по опционным соглашениям.

Однако в марте 2014 г. стороны огласили новые условия сделки, согласно которым доля Calexco увеличилась до 70 %, а ее стоимость была снижена до $ 13,18 млн. В уставный капитал NorYards обязались внести 15 млн крон ($ 2,44 млн по текущему курсу) от Bergen Group и 35 млн шведских крон ($ 5,7 млн) от Calexo. Кроме того, последняя также должна обеспечить привлечение 100 млн крон ($ 16,2 млн) в оборотный капитал NorYards. Сегодня предприятие строит одно судно-снабженца и буксир совместно с компанией NFDS 2 Offshore на сумму свыше 650 млн крон ($ 105,8 млн).

Первоначально планировалось организовать производственную кооперацию, где принадлежащий структурам Константина Жеваго судостроительный завод «Залив» (г. Керчь) занимался бы проектированием и производством корпусов, а норвежское предприятие — начинкой судов. Однако сегодня, сетует менеджер одного из предприятий Жеваго, пожелавший сохранить анонимность, из‑за оккупации Крыма завод «Залив» полностью отрезан от рынков Европы, а единственным, кто предлагает сотрудничество, остается Россия. В сложившихся условиях Жеваго будет развивать свой судостроительный бизнес на мощностях предприятия в Норвегии, а для производства корпусов временно будет привлекать партнеров из Турции или Румынии, сообщил собеседник «Капитала».

Перспективы

Норвегия остается одной из ведущих нефте- и газодобывающих стран, и учитывая санкции в отношении России и возможную диверсификацию поставок углеводородов в Европу, роль Норвегии в обеспечении Европы газом может возрасти, считает старший аналитик ИГ «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. По его мнению, это создает определенные перспективы и для NorYards, которая специализируется на изготовлении плавучих буровых платформ для морской нефтегазодобычи. Президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий сказал «Капиталу», что такой актив, как NorYards, важен не только своим месторасположением, но и тем, что у предприятия налажены связи с заказчиками, заключены реальные судостроительные контракты, а не судоремонтные, которыми зачастую перебиваются украинские заводы.

Сегодня уже ведутся переговоры с российскими компаниями о продаже «Залива»

Что касается планов господина Жеваго по дальнейшему развитию завода «Залив», то не исключено, что предприятие будет продано. Вчера министр промышленности Крыма Андрей Скрынник заявил, что российские инвесторы готовы купить предприятие. Официально в группе «Финансы и кредит» Константина Жеваго не смогли прокомментировать ни покупку норвежского предприятия, ни возможную продажу керченского. Впрочем, источник «Капитала», знакомый с ситуацией, подтвердил, что сегодня уже ведутся переговоры с российскими компаниями о продаже «Залива».

Между тем, Константина Жеваго считают одним из претендентов еще на одну украинскую верфь — находящийся в процессе банкротства Николаевский судостроительный завод «Океан». Структуры украинского предпринимателя входят в пул кредиторов этого предприятия, а в 2006 г. они напрямую сотрудничали как с предприятием, так и с его инвесторами — компаниями Damen и Aker. И по словам информированного собеседника «Капитала», эти структуры продолжают добиваться в международных судах возможности получения контроля над предприятием. По мнению Виктора Лисицкого, если господин Жеваго получит контроль над «Океаном», это позволит ему не только наладить там производство корпусов, но и организовать строительство полнокомплектных судов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама