Бізнес

импортозамещение

Не тот партнер. Россия отказывается от сотрудничества с украинскими машиностроителями

Россия отказывается от сотрудничества с украинскими машиностроителями
Фото: gazprom.ru

Вчера стало известно, что «Газпром» в рамках программы импортозамещения намерен отказаться от услуг украинского НПКГ «Зоря»-«Машпроект» по капремонту и техобслуживанию двигателей газоперекачивающих агрегатов ДГ-90, передав эти функции местному ОАО «Газтурбосервис».

Независимость

В корпоративном издании ООО «Газпром трансгаз Сургут» — «Сибирский Газовик» — говорится, что на смену иностранному подрядчику уже в ближайшее время должен прийти тюменский «Газтурбосервис», который возьмется за ремонт всех газоперекачивающих двигателей. В рамках программы импортозамещения «Газпром трансгаз Сургут» уже активно сотрудничает с «Газтурбосервисом», в частности по обслуживанию самой крупной в России компрессорной станции ГКС «Заполярная», на которой работают 19 турбин николаевского предприятия «Зоря»-«Машпроект».

Начальник коммерческого отдела «Газтурбосервис» Марсель Абдуллин на вопрос «Капитала» о технической возможности проводить капремонт указанных двигателей сообщил следующее: «Мы имеет необходимую ремонтную базу, и капитальный ремонт, так же как и техническое обслуживание, вполне возможны на нашем заводе, и никаких препятствий для этого вида работ у нас нет. Но по некоторым узлам все же могут быть ограничения, но они незначительные».

В «Зоря»-«Машпроект» недоумевают, откуда у коллег такая уверенность. Генеральный директор «Зоря»-«Машпроект» Константин Картошкин пояснил «Капиталу», что «Газтурбосервис» не имеет даже испытательного стенда, также у российского предприятия отсутствует технология по ремонту этой продукции. Помимо этого, для осуществления указанных работ «Газтурбосервису» необходимо купить ремкомплекты, которые выпускает только «Зоря»-«Машпроект».

«Эта политика (импортозамещение. — „Капитал“) озвучивалась уже давно. Мы понимали, что компания будет искать варианты замены, но от одних желаний ничего не будет. Нужно запускать соответствующее производство по ремонту двигателей, покупать соответствующую документацию», — говорит Картошкин.

Примечательно, что «Зоря»-«Машпроект» имеет долю в уставном капитале «Газтурбосервиса» в размере 26 %. Но даже участие украинского предприятия в акционером капитале «Газтурбосервиса», по словам Картошкина, вовсе не означает, что его будут снабжать технологиями из Украины.

Не нужен нам импорт

Интересно, что Россия (поучиться бы Украине) не просто объявляет программы импортозамещения, но и постоянно субсидирует различные его направления. На днях правительство России опубликовало программу «Развития промышленности», согласно которой, к примеру, планируется на 2014‑2016 гг. выделить 5,5 млрд руб. субсидий на проекты по выпуску станкоинструментальной продукции.

Не все так просто

Эксперты напоминают, что Россия замахнулась на освоение машиностроительной продукции из Украины, но пока осуществляет замыслы лишь в сегменте не самых высокотехнологических изделий. Управляющий директор, глава аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital Андрей Беспятов говорит, что там, где была возможность, замещение импорта (частично или полностью) уже произошло. От этого в первую очередь пострадали украинские производители вагонов и автомобилей.

Что же касается высокотехнологической продукции, то отчаянные попытки России наладить свое производство в полной мере пока не удаются. Примером могут служить вертолетные двигатели. По словам старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, двигатели, которые Россия производит полностью из своих комплектующих, покрывают потребность российской вертолетной индустрии лишь на 10 %, еще 30 % производятся по кооперации российской компании «Климов» и украинской «Мотор Сич» и все еще зависят от украинских комплектующих.

5,5 млрд руб. выделяет Россия на импортозамещение только в области станкостроения

Интересно, что в планах России в следующем году — удвоить выпуск полностью российских вертолетных двигателей, а также за два с половиной года полностью покрыть свои потребности в них. Тем не менее «Мотор Сич» продолжает поставлять вертолетные двигатели на российский рынок по пятилетнему контракту, не снижая объемов поставок.

По словам Андрейченко, к 2016 г., когда Россия полностью освоит производство старой модели, которую «Мотор Сич» поставляет России сегодня, станет вопрос: а не целесообразнее ли использовать двигатель нового поколения, производимый предприятием из Запорожья (он уже используется на украинских вертолетах и значительно превосходит старую модель по ряду показателей).

Кстати, когда «Мотор Сич» поняла, что ее продукция может попасть под ограничения, компания тут же заявила о планах создать совместное украинско-российское предприятие по выпуску двигателей на территории РФ. Кроме того, «Мотор Сич» имеет предприятие в Беларуси, и рассматривает возможность производства им ракетных двигателей, которые раньше поставлялись из Запорожья.

Беспятов считает, что риски замещения существуют, но на данном этапе они гораздо меньше, а с учетом санкций вероятность заменить нашу продукцию аналогами из развитых стран — низкая.

Впрочем, никакие СП и предприятия на территории России не смогут защитить позиции украинских машиностроителей, если будут приняты соответствующие политические решения. Например, Крюковский вагоностроительный завод имеет два совместных предприятия на территории Таможенного союза — в Гомеле и Санкт-Петербурге. Последнее, говорит Андрейченко, должно было участвовать вместе с питерским же Кировским заводом в тендере на поставку вагонов метро для местного метрополитена. «Исход тендера пока неизвестен, но уже вызвал ажиотаж в Думе, где пообещали препятствовать такому выходу украинской продукции на российский рынок», — говорит аналитик.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама