Інтереси

арт-рынок

Коллекционеры все охотнее покупают предметы искусства онлайн

Коллекционеры все охотнее покупают предметы искусства онлайн
Теперь разжиться работой Энди Уорхола, Марка Шагала или Нормана Роквелла (на фото) можно не вставая из-за компьютера
Фото: Иван Черничкин

Чтобы пополнить коллекцию работами Энди Уорхола, Сальвадора Дали или Марка Шагала, больше не нужно отправляться в Лондон или Нью-Йорк на крупный аукцион. Теперь произведения авторов первой величины можно купить на Amazon.com. Этот сайт, начинавший в 1999 г. с продажи книг и ставший с тех пор крупнейшим в мире онлайн-магазином с тысячами наименований продукции и услуг, в начале августа запустил раздел Amazon Art. В каталоге уже числятся 40 тыс. произведений от 4500 художников. Их представляют полторы сотни галерей из США, Великобритании, Канады и других стран мира. Цены колеблются от $ 10 до $ 4,85 млн.

Живущие в сети

Amazon — далеко не первый ресурс, решивший заняться продажей произведений искусства в интернете. Первым еще в конце 1990‑х был британский проект Eyestorm, который до сих пор является крупным ритейлером contemporary art. Среди представленных тут художников звезды первой величины — Дэмиен Херст, Джефф Кунс, Хельмут Ньютон. За последние несколько лет у Eyestorm появились десятки конкурентов, главные из них — Artsy и ArtSpace. Отделения интернет-продаж с возможностью вести торги онлайн уже несколько лет существуют у ведущих аукционных домов Christie’s и Sotheby’s.

Онлайн-магазины есть у большинства западных галерей — и крупных, и помельче. Чувствуют они себя неплохо. Согласно исследованиям страховой компании Hiscox, около 90 % галерей регулярно заключают сделки с клиентами, которые видели свои покупки только на сайте, а не в выставочном зале. Электронный арт-рынок растет ежегодно на 20 %. По данным консалтинговой компании Deloitte, за последние несколько лет появилось более 300 онлайн-ресурсов по продаже предметов искусства. При этом 80 % коллекционеров уверены, что покупки через онлайн-аукционы ничем не хуже приобретения работ на аналогичных мероприятиях  офлайн. «С помощью нашей онлайн-галереи мы продаем ежемесячно больше работ, чем более консервативные галереи в год», — подтверждает в одном из недавних интервью тенденцию директор лондонской Saatchi Gallery Ребекка Уилсон.

Искусство, недорого

Разница между всеми остальными и Amazon Art — в уже сформировавшейся многомиллионной аудитории постоянных покупателей.

Для галерей же, торгующих предметами искусства в нижнем ценовом сегменте, то есть стоимостью от $ 100 до $ 10 000, выход в интернет — действенный способ расширить аудиторию и повысить продажи. Собственно, среди представленных на Amazon Art работ таких как раз большинство. Среди них есть даже произведения художников первого эшелона — например, тиражная небольшого формата графика от Дэмиена Херста стоимостью $ 2700. Однако, чтобы отличить недорогое качественное произведение от недорогого и некачественного, нужно быть достаточно опытным коллекционером и хорошо ориентироваться в искусстве, поскольку рассчитывать на помощь эксперта в сети не приходится.

Азартные игры

Кроме того, продажи через интернет еще острее ставят вопрос, который всегда волновал коллекционеров: кто гарантирует подлинность произведения искусства? Если аукционные дома вроде Christie's и Sotheby's отвечают собственными именами за качество того, что они продают, то как быть с крупными неспециа­лизированными ресурсами? Эксперты в один голос утверждают: никак. На Amazon Art, к примеру, представлен рисунок гуашью Марка Шагала стоимостью $ 285 тыс. Однако провенанса, то есть истории, которая подтверждает подлинность произведения, у работы нет.

Поэтому арт-дилеры, галеристы и владельцы аукционных домов, которые занимаются предметами искусства в верхнем ценовом сегменте, спокойны: Amazon Art и подобные ресурсы помельче им не конкуренты. Во-первых, настоящих редкостей в онлайн-магазинах не найти, они не так часто встречаются даже на аукционах и арт-ярмарках. А во‑вторых, коллекционирование картин дороже $ 1 млн — это участие в закрытом клубе для таких же ценителей прекрасного, а также азарт и ритуал, говорят эксперты. Ведь одно дело заказать себе в коллекцию очередного Уорхола или Дали в интернете — быстро и спокойно. И совсем другое — охотиться на картину полгода и на вечерних торгах вырвать ее из рук конкурента.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама