Чтобы пополнить коллекцию работами Энди Уорхола, Сальвадора Дали или Марка Шагала, больше не нужно отправляться в Лондон или Нью-Йорк на крупный аукцион. Теперь произведения авторов первой величины можно купить на Amazon.com. Этот сайт, начинавший в 1999 г. с продажи книг и ставший с тех пор крупнейшим в мире онлайн-магазином с тысячами наименований продукции и услуг, в начале августа запустил раздел Amazon Art. В каталоге уже числятся 40 тыс. произведений от 4500 художников. Их представляют полторы сотни галерей из США, Великобритании, Канады и других стран мира. Цены колеблются от $ 10 до $ 4,85 млн.
Живущие в сети
Amazon — далеко не первый ресурс, решивший заняться продажей произведений искусства в интернете. Первым еще в конце 1990‑х был британский проект Eyestorm, который до сих пор является крупным ритейлером contemporary art. Среди представленных тут художников звезды первой величины — Дэмиен Херст, Джефф Кунс, Хельмут Ньютон. За последние несколько лет у Eyestorm появились десятки конкурентов, главные из них — Artsy и ArtSpace. Отделения интернет-продаж с возможностью вести торги онлайн уже несколько лет существуют у ведущих аукционных домов Christie’s и Sotheby’s.
Онлайн-магазины есть у большинства западных галерей — и крупных, и помельче. Чувствуют они себя неплохо. Согласно исследованиям страховой компании Hiscox, около 90 % галерей регулярно заключают сделки с клиентами, которые видели свои покупки только на сайте, а не в выставочном зале. Электронный арт-рынок растет ежегодно на 20 %. По данным консалтинговой компании Deloitte, за последние несколько лет появилось более 300 онлайн-ресурсов по продаже предметов искусства. При этом 80 % коллекционеров уверены, что покупки через онлайн-аукционы ничем не хуже приобретения работ на аналогичных мероприятиях офлайн. «С помощью нашей онлайн-галереи мы продаем ежемесячно больше работ, чем более консервативные галереи в год», — подтверждает в одном из недавних интервью тенденцию директор лондонской Saatchi Gallery Ребекка Уилсон.
Искусство, недорого
Разница между всеми остальными и Amazon Art — в уже сформировавшейся многомиллионной аудитории постоянных покупателей.
Для галерей же, торгующих предметами искусства в нижнем ценовом сегменте, то есть стоимостью от $ 100 до $ 10 000, выход в интернет — действенный способ расширить аудиторию и повысить продажи. Собственно, среди представленных на Amazon Art работ таких как раз большинство. Среди них есть даже произведения художников первого эшелона — например, тиражная небольшого формата графика от Дэмиена Херста стоимостью $ 2700. Однако, чтобы отличить недорогое качественное произведение от недорогого и некачественного, нужно быть достаточно опытным коллекционером и хорошо ориентироваться в искусстве, поскольку рассчитывать на помощь эксперта в сети не приходится.
Азартные игры
Кроме того, продажи через интернет еще острее ставят вопрос, который всегда волновал коллекционеров: кто гарантирует подлинность произведения искусства? Если аукционные дома вроде Christie's и Sotheby's отвечают собственными именами за качество того, что они продают, то как быть с крупными неспециализированными ресурсами? Эксперты в один голос утверждают: никак. На Amazon Art, к примеру, представлен рисунок гуашью Марка Шагала стоимостью $ 285 тыс. Однако провенанса, то есть истории, которая подтверждает подлинность произведения, у работы нет.
Поэтому арт-дилеры, галеристы и владельцы аукционных домов, которые занимаются предметами искусства в верхнем ценовом сегменте, спокойны: Amazon Art и подобные ресурсы помельче им не конкуренты. Во-первых, настоящих редкостей в онлайн-магазинах не найти, они не так часто встречаются даже на аукционах и арт-ярмарках. А во‑вторых, коллекционирование картин дороже $ 1 млн — это участие в закрытом клубе для таких же ценителей прекрасного, а также азарт и ритуал, говорят эксперты. Ведь одно дело заказать себе в коллекцию очередного Уорхола или Дали в интернете — быстро и спокойно. И совсем другое — охотиться на картину полгода и на вечерних торгах вырвать ее из рук конкурента.