Економіка

бюджет

Кабмин утвердил параметры бюджета на 2014 год, согласившись снизить прогнозный рост ВВП до 2,7 % и раскрутить инфляцию до 8,3 %

Кабмин утвердил дефицит бюджета на 2014 год, согласившись снизить его до 2,7 % и раскрутить инфляцию до 8,3 %
Премьер-министр Николай Азаров верит, что ему удастся выйти на прогнозные показатели в 2014 году
Фото: Иван Черничкин

Вчера Кабинет министров принял проект госбюджета Украины на 2014 г. Документ был внесен в повестку дня дополнительно в ходе заседания правительства. По сравнению с изначальными расчетами Минфина, на основании которых готовился проект, Кабмин пересмотрел дефицит бюджета, снизив его до 2,7 % (ранее было 3 %), и практически в два раза увеличил уровень инфляции — до 8 ,3%. Запланированный рост ВВП остался на прежнем уровне — 3 %. На следующей неделе проект госбюджета направят на рассмотрение парламента. Согласно норме Бюджетного кодекса, документ должен поступить в Верховную Раду не позднее 15 сентября.

По словам первого заместителя главы администрации президента Ирины Акимовой, до конца текущей недели проект будет проходить процедуру согласования, но ключевые макропоказатели не изменятся. «Принятые на Кабмине основные макропоказатели вряд ли поменяются. Это жесткие вещи, это принципиальные вещи. Могут меняться цифры внутри распределения, прежде всего расходов», — за­явила Акимова. В правительстве не говорят о доходных и расходных статьях бюджета. Согласно подготовленному ранее расчету Минфина (копия есть в распоряжении «Капитала»), объем доходов общего фонда сводного бюджета на 2014 г. планировался на уровне 364,7 млрд грн, что на 45,3 млрд грн меньше, чем в 2013 г. В сопроводительной документации Министерство доходов и сборов объясняло сокращение поступлений запланированным снижением ставок налогов, из‑за чего госказна недосчитается 21,5 млрд грн: 3,8 млрд грн недополучит от налога на прибыль предприятий и 17,7 млрд грн — от налога на добавленную стоимость (НДС). Согласно расчетам Минфина, динамика поступлений в бюджет-2014 снизится на 13,5 % — до 320 млрд грн, а в сводный бюджет — на 8,7 % — до 430,2 млрд грн.

Инфляционные доходы

Аналитики не исключают, что в условиях ограниченности реальных факторов роста экономики правительство будет использовать инфляционный механизм для выполнения доходной части. «Нет признаков того, что неожиданно возникнут двигатели роста — увеличится спрос на металлургию, продукцию АПК или машиностроения украинского производства. Внутренние механизмы тоже не перестроены, чтобы рынок в стране стал расти быстрее», — отмечает руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный капитал Украина» Александр Вальчишен. Поэтому прогноз уровня инфляции стал самым спорным вопросом между Минэкономразвития и Минфином еще на этапе подготовки проекта основных направлений бюджетной политики на 2014 г. Министерство финансов настаивало на более высоком уровне индекса потребительских цен — 8,6 %, в свою очередь, МЭРТ придерживалось показателя в 4,3 %. Аналогичная ситуация сложилась и на этапе подготовки проекта госбюджета. Если в предварительных расчетах Минфин пересмотрел свою позицию и исходил из показателя инфляции в 4,4 %, то в нынешней версии, одобренной Кабмином, индекс цен снова вырос до 8,3 %. «Уровень инфляции, на основании которого провели расчет, очень высокий. Правительство пытается маневрировать этим показателем, поскольку от него зависит размер доходной части», — поясняет собеседник издания. Международный валютный фонд прогнозирует инфляцию в 2014 г. на уровне 4,7 %.

Дефицит роста

Уменьшение дефицита госбюджета — одно из требований МВФ. Если в нынешнем году дефицит госбюджета запланирован на уровне 3,2 % ВВП (50,6 млрд грн), то в 2014 г. Кабмин намерен сократить его до 2,7 %. Аналитики предполагают, что эта цифра не учитывает дефицит НАК «Нафтогаз Украины», который также в итоге ложится на плечи госбюджета. К тому же столь низкий уровень дефицита должен подразумевать существенное сокращение расходов. «С учетом рецессии, которую мы имеем в этом году, и запланированного снижения налоговых поступлений в 2014 г. — дефицит выглядит заниженным. Большинство экспертов не прогнозируют улучшение ситуации в следующем году, при этом год предвыборный, когда желательно наращивать социальные выплаты. В таком случае маленький дефицит не совсем понятен», — считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Более реалистичным выглядит ожидаемый рост ВВП в 3 % (прогноз МВФ — 2,8 %), но на фоне низкой сравнительной базы он не сможет компенсировать покрытие расходов. «Такой рост возможен, но даже 3 % для украинской экономики — это мало. Мы все еще не можем восстановиться после кризиса 2008 г.», — констатирует Александр Вальчишен. Если правительство учтет минимальное повышение соцстандартов и включит в бюджет только неотложные и важные расходы при сбалансировании за счет источников финансирования, дефицит может достигнуть 8,9 % ВВП (145,3 млрд грн), в том числе по общему фонду — 8,4 % (137 млрд грн), предупреждал ранее Минфин в сопровождающей документации к расчетам под проект бюджета.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама