Економіка

прогноз

Год пустых карманов. Каким будет госбюджет-2017

29321
Год пустых карманов. Каким будет госбюджет-2017

Правительство намерено доработать и согласовать бюджет на 2017 год в кратчайшие сроки. Премьер-министр Владимир Гройсман на заседании правительства 8 сентября пообещал, что главный финансовый документ страны будет готов к внесению на рассмотрение парламента до конца текущего месяца. При этом глава Кабинета министров извинился, что в отведенный регламентом срок (до 15 сентября) законодатели не успевают. Но если Верховная Рада получит проект бюджета даже в октябре-ноябре – это будет достижением.

Также Гройсман заявил, что бюджет-2017 будет совершенно «честным». Какой именно смысл вкладывал в эту фразу премьер – понять сложно. Но основные приоритеты он озвучил: усиление обороноспособности страны, развитие инфраструктуры и энергоэффективности, АПК и машиностроения. Причем министр финансов Александр Данилюк со своей стороны уточнил: финансироваться будут лишь те сферы, в которых заметен прогресс по реформам.

Только вот для реализации намеченных планов необходима политическая и экономическая стабильность, твердая национальная валюта и приток инвестиций. Но по всем статьям очевидны провалы, равно как и в переговорах с Международным валютным фондом. Данилюк даже допускает секвестр, если транш в ближайшее время не будет получен. А это очень плохая примета перед началом нового бюджетного года.

В узких рамках

Один из ключевых показателей, на который опирается правительство, – это бюджетный дефицит на уровне не более 3% ВВП. Именно такое значение вписывается в условия меморандума с МВФ. Учитывая, что прогнозный объем номинального ВВП на 2017 год, по оценкам Министерства экономического развития и торговли, составит около 2,57 трлн гривен, фактический дефицит должен находиться в пределах 75-77 млрд гривен.
«Однако риски выхода за пределы согласованных с МВФ 3% остаются существенными. Особенно в случае отсутствия роста экономики», – считает Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине.

Впрочем, на положительную динамику ВВП в 2017 году не особо рассчитывают даже в правительстве. Прогнозы очень сдержанные – от 1,5 до 3%. «Экономический рост можно ожидать разве что на уровне 2%. Пока шансы на это есть, но какого-либо прорыва ждать не стоит», – говорит управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман.

Факторов, сдерживающих восстановление экономики, по-прежнему немало. Начиная с «тлеющего» конфликта на Донбассе, и заканчивая низкой деловой активностью, а также слабым притоком капитала. По итогам 7 месяцев 2016 года, к примеру, отрицательное сальдо инвестиций в Украину, согласно данным Национального банка, составило $2,32 млрд. На финансовом же счету – почти «минус» $1 млрд.

Не радует и внешняя торговля, которая традиционно является основным источником валюты. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по итогам 7 месяцев достигло $2,5 млрд, увеличившись на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом, сокращается не только экспорт, просевший за январь-июль 2016 года более чем на 11%, но и импорт, который сократился на 8%.

Гривна стерпит

Дополнительное давление на экономику в целом и на бюджетный дефицит в частности оказывают расходы на дотирование Пенсионного фонда (в 2016 году, к примеру, на покрытие дефицита ПФ предусмотрено 145 млрд гривен), субсидирование и социальную сферу, вливания в Фонд гарантирования вкладов, на докапитализацию госкомпаний и госбанков. Все это провоцирует раздувание издержек и тянет за собой как инфляцию, так и девальвацию.

Например, в Кабмине ожидают, что по итогам 2016 года рост потребцен составит от 14 до 15% (в госбюджете на 2016 год было заложено 12%). По прогнозам экспертов, в 2017 году инфляция вряд ли будет ощутимо ниже.

Проявляет признаки беспокойства и гривна. А в Минфине уже и не скрывают, что реалистичный курс на 2017 год, который закладывается в бюджет, «хуже» ожидаемого, и скорее всего он составит 27,2 грн/$.

«Средний курс в нашем базовом сценарии – 29 грн/$. Это связано с сохранением негативной динамики торгового баланса и слабости внешнего спроса. При форс-мажорных факторах курс может демонстрировать колебания порядка 10%», – говорит Андрей Шевчишин.

Надежда лишь на то, что гривну и бюджет смогут поддержать аграрный сектор и горно-металлургический комплекс, которые останутся основными донорами валютных поступлений в страну. В Украинском клубе аграрного бизнеса, к примеру, ожидают, что в 2016-2017 маркетинговом году только экспорт зерновых достигнет 34 млн тонн. Растет и мировой спрос на металлургическую продукцию, что дает украинским предприятиям шанс увеличить поставки за рубеж.

Также впервые за долгие годы наметился прогресс в борьбе с дефицитом и убытками НАК «Нафтогаз Украины». Но так как это достигнуто по большей части за счет роста тарифов на энергоресурсы, то позитив нивелируется растущими долгами за ЖКХ и дополнительным инфляционным напряжением.

На всех не хватит

«В любом случае, бюджет-2017 будет бюджетом проедания. И основная причина даже не в аппетитах оборонной отрасли, а в самосохранении власти, которая постарается использовать все ресурсы для прикормки населения», – считает Тантели Ратувухери, старший аналитик компании Empire State Capital Partners.

И все же, на силовой блок государство намерено тратить больше всего. По словам Владимира Гройсмана, издержки на оборону и безопасность составят около 5% ВВП, что эквивалентно сумме в пределах 130 млрд гривен. Для сравнения, издержки на социальную сферу в 2017 году предположительно будут почти в 2,5 раза меньше (без учета субсидирования Пенсионного фонда). Немалую сумму правительство планирует выделить на дорожный фонд: около 30-40 млрд гривен. Еще 5-6 млрд гривен будут направлены на энергоэффективность.

Правда, в Минфине говорят, что дискуссия с другими министерствами продолжается, и многие статьи затрат к вынесению бюджета на рассмотрение Кабмина могут измениться. Но вряд ли в правительстве не понимают, что в текущей экономической ситуации колоссальных доходов госказне не получить. К тому же, вероятность реализации налоговой реформы до конца 2016 года почти «нулевая». «Я считаю, что разумно ограничиться техническими изменениями и не преподносить сюрпризы для налогоплательщиков. Хотя бы на один год оставить их без всяких новогодних «подарков», – заявила глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.

Из действующей же налоговой системы многого не выжмешь. Снижение ставок ЕСВ, к примеру, не дало ожидаемого «обеления» зарплат, и, как следствие, поступлений в бюджет. А планы Кабмина инициировать увеличение акцизов на сигареты и алкоголь – довольно-таки сомнительный шаг. Особенно на фоне того, что алкогольный рынок постепенно уходит в «тень» (по разным оценкам, сегодня около 50% алкогольных напитков реализуется нелегально), а объемы продаж табачных изделий – падают, и по итогам 2016 года могут сократиться на 7-10%.

«Поэтому, чтобы бюджет работал на экономику, его первым нужно «переключить» с военного на гражданский лад. Я понимаю, что у властей есть желание использовать военно-промышленный комплекс как мотор развития производственного сектора. Но базовыми вещами все-таки должно быть развитие бизнеса и укрепление покупательной способности населения. А для этого необходимо снизить налоговое давление и убрать «черные» налоги. Иначе никак», – резюмирует Тантели Ратувухери.

Источник: Forbes
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама