Бизнес

аэропорты

Для увеличения заполняемости аэропорты привлекают новых авиаперевозчиков, развивают дальнемагистральные рейсы и вводят скидки для авиакомпаний. Достичь цели им могут помешать низкие доходы украинцев

Для увеличения заполняемости аэропорты привлекают новых авиаперевозчиков, развивают дальнемагистральные рейсы и вводят скидки для авиакомпаний
Аэропорты надеются, что пассажиропоток взлетит в ближайшие годы
Фото: Ирина Горбасева

Пассажиропоток авиакомпаний растет недостаточными темпами, чтобы обеспечить высокую загрузку украинских аэропортов. По итогам десяти месяцев 2013 г. авиакомпании перевезли 12,95 млн человек, что на 5,9 % больше, чем за соответствующий период прошлого года, свидетельствуют данные Министерства инфраструктуры.

По словам эксперта авиационного рынка Вячеслава Коновалова, исходя из среднемесячной загрузки аэропортов, реконструированных накануне проведения чемпионата Европы по футболу 2012 г., самая высокая загрузка по итогам текущего года будет у столичных «Борисполя» — 67‑80 % и «Киева» («Жуляны») — 38 %. Загрузка харьковского аэропорта составит 30 %, львовского — 14‑18 %, а донецкого лишь 11 %.

Завлекают новых авиаперевозчиков

Все аэропорты продолжают декларировать планы по увеличению пассажиропотока и ведут переговоры относительно привлечения новых авиаперевозчиков. «После открытия зимней навигации мы планируем начать обслуживание 20 новых авиа­рейсов. Это позволит «Борисполю» добиться более интенсивного роста производственных показателей», — отмечает генеральный директор международного аэропорта «Борисполь» Алексей Кочанов.

В первый день зимней навигации, по его словам, ежедневные регулярные рейсы по маршруту Цюрих — Киев — Цюрих начала выполнять крупнейшая авиакомпания Швейцарии Swiss International Air Lines. А уже 16 января 2014 г. из аэропорта «Борисполь» будет осуществлен первый рейс крупного авиаперевозчика международного сообщения Emirates Airline (Дубай, ОАЭ).

В пресс-службе «Борисполя» уточнили, что вопрос о расширении программ полетов из главных воздушных ворот страны обсуждается сейчас с более чем 50 ведущими авиа­компаниями мира.

Львовский аэропорт убеждает 30‑35 авиакомпаний или открыть новые направления, или расширить сеть маршрутов, или увеличить количество рейсов / емкости самолетов на уже обслуживаемых маршрутах, сообщил «Капиталу» коммерческий директор аэропорта «Львов» Вячеслав Чеглатонев. В основном аэропорт концентрируется на привлечении лоукостеров.

Такие же переговоры ведут аэропорты Харькова и Донецка. В «Донецке» уже ввели программу предоставления скидок на аэропортовые сборы, говорит генеральный директор аэропорта Кирилл Осипов. Размер скидок может достигать 80 %. Благодаря этому шагу в «Донецк» пришли авиакомпании Turkmenistan Airlines, Air Onix. С января 2014 г. ожидается выход авиаперевозчика Atlasjet на маршрут Донецк — Стамбул.

Wizz Air Ukraine с 1 октября 2013 г. открыла в «Донецке» свою вторую украинскую базу с одним самолетом Airbus-320. Это позволило лоукост-перевозчику открыть ряд европейских направлений и существенно увеличить количество перелетов по уже существующим маршрутам, рассказали «Капиталу» в пресс-службе аэропорта.

Руководство воздушной гавани надеется, что по этому пути пойдет и авиакомпания Air Onix, которая изучает вопрос базирования одного самолета в «Донецке», что позволит открыть несколько маршрутов в Европу и Россию.

Ставка на далекие страны

Дальнемагистральные рейсы — еще одно направление, над развитием которого работают практически все аэропорты. Пока такие маршруты обслуживает только «Борисполь». По данным пресс-службы аэропорта, сегодня из него еженедельно осуществляется четыре беспосадочных рейса в Бангкок и на Гоа, а в ближайшие недели откроются еще два новых направления: на Пхукет и Пунта-Кану.

В «Донецке» планируют открыть дальнемагистральный рейс в азиатском направлении, заявлял летом коммерческий директор аэропорта Алексей Дубревский на Всемирном авиационном форуме Routes CIS 2013. Он не уточнил сроков реализации намерения.

Харьковский аэропорт собирается увеличить пассажиропоток за счет создания базового авиаперевозчика — «Авиалинии Харькова». Собственник авиакомпании Алек­сандр Ярославский сообщил не­­давно информагентству «Ин­­терфакс-Украина», что планы развития авиакомпании предусматривают уве­­личение перевозок к 2016 г. до примерно 1 млн пассажиров в год, в том числе за счет осуществления дальнемагистральных рейсов.

12,95 млн пассажиров перевезли авиакомпании по итогам десяти месяцев 2013 г. Это на 5,9% больше, чем за соответствующий период прошлого года

Для обеспечения приема судов повышенной вместимости Airbus A321, Boeing 737‑800 и Boeing 737‑900, «Киев» («Жуляны») планирует в течение 2016‑2017 гг. удлинить взлетно-посадочную полосу на 200‑250 м, до 2,31 тыс. м, говорит председатель совета директоров аэропорта Денис Костржевский. Кроме того, в 2017‑2018 гг., по его словам, будет вложено $ 50 млн в расширение международного терминала.

Спроса нет

В ходе реализации своих планов все аэропорты могут столкнуться с отсутствием спроса. По словам Коновалова, судя по данным систем бронирования, в тот же Китай из Донецка с пересадками, к примеру, в Москве, летают только несколько десятков человек в неделю. «Поэтому, даже если некая авиакомпания будет предлагать реакционно низкие цены на полеты в Китай, загрузить хотя бы одно судно в неделю будет сложно», — полагает эксперт.

Из-за отсутствия спроса создание базового перевозчика не станет панацеей для харьковского аэропорта. «Базовый перевозчик — это хорошее подспорье для аэропорта. Однако не следует забывать, что как минимум половина пассажиропотока «Авиалиний Харькова» приходится на перевозки пассажиров из других городов. На самом деле нынешний потолок для харьковского аэропорта — 1‑1,2 млн человек, которого он может достичь уже в следующем году. Больше этого объема, максимум 1,5 млн человек, он не сможет обслуживать еще в течение ближайших нескольких лет. Причины — отсутствие платежеспособного спроса», — уверен Коновалов. С ним соглашается и директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. «Нужно привлекать компании, которые бы тут базировались и делали регулярный разлет, но город хоть и большой, но бедный, рынок маленький, для въездного туриста не интересный», — отмечает он.

Во Львове рынок также небольшой, поэтому привлечь 30‑35 новых авиакомпаний будет сложно, но усилия по привлечению лоукостеров могут увенчаться успехом, уверен менеджер по странам СНГ консалтинговой компании Airport Consulting Vienna GmbH Юрий Рубанов. «Однако надеяться в этом вопросе только на работу менеджмента аэропорта не стоит, так как потребуется совместная работа с принимающими туристическими компаниями, которые наверняка и будут выполнять основные задачи по взаимодействию и предоставлению услуг туристам», — замечает он.

Директор информационно-консалтингового «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк убежден, что ключевой вопрос дальнейшего развития аэропорта «Киев» заключается в том, сможет ли он удлинить взлетно-посадочную полосу. Если это удастся, «Киев» сможет открыть ряд интересных рейсов в арабские страны, которые сейчас не выполняются из аэропорта или выполняются самолетами с неполной загрузкой, рассказывает он.

«Борисполю» нужно работать над повышением привлекательности аэропорта как транзитного хаба (в первую очередь с МАУ), считает Ланецкий. По его мнению, необходимо предоставлять скидки на обслуживание новых маршрутов, способных привлечь новый транзитный поток из США, Индии, Пакистана, Ирана, в целом стран Востока, а также, возможно, африканских стран, к примеру, Эфиопии, Кении.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама