Бізнес

резонанс

Цена на газ: что происходит на рынке топлива в Украине

29562
Цена на газ: что происходит на рынке топлива в Украине

На рынке автомобильного газа в Украину — паника. Топливо, которое еще месяц назад стоило 10,8-11 гривен за литр, в последние дни подорожало до 16,5 гривен за литр. Высказываются разные предположения — эксперты указывают на экономические факторы, а политики ищут заговор на рынке.

В министерстве экономического развития и торговли Украины главной причиной подорожания автогаза называют его дефицит. Соглашаются с этим и обозреватели. «Не может быть иных причин кроме рыночных. Есть ажиотаж, спровоцированный, в частности, праздниками, но цены начинают возвращаться в экономически обоснованное русло», — прокомментировал ситуацию эксперт «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн.

Бизнес и эксперты считают, что при отсутствии дестабилизирующих факторов, в том числе политических, цены скоро вернутся на прежний уровень. Как отметил глава компании GT Group Владислав Колодяжный, оптовые цены достигли своего пика, в скором времени стоит ожидать падения стоимости. «Мы смотрим на конец сентября — начало октября. Тогда два вектора — сокращение потребления и рост поставок, встретятся и рынок стабилизируется», — отметил он, указав, что при неизменной цене на нефть реален возврата к уровню прошлогодних цен, цитирует «Интерфакс Украина».

Торговля в тени

Нелегальный рынок, в частности в розничной торговле, также называют активным фактором. Специалисты объясняют, что автогаз в Украину завозится легально, однако затем перепродается посредникам по «серым схемам» за наличные и дальше автомобилистам, часто непрозрачно. «Параллельно идет поставка денег в конвертационные центры», — говорит Куюн и добавляет, что к этому привязаны целые схемы «не совсем законных» операций. Долю «теневого рынка» оценивают на уровне не менее 30 процентов.

Частичную вину за подорожание возлагает на «теневых» торговцев и специалист киевского научно-технического центра «Психея» Сергей Рябцев. Он допускает, что именно нелегальные участники на фоне значительного спроса на сжиженный газ продавали его очень дешево. Сокращение поставок, соответственно, спровоцировало резкий всплеск цены.

Почему не хватает топлива

Куюн говорит, что были все рыночные причины предсказать дефицит, однако попытки украинских трейдеров пополнить запасы не удались. Участники рынка отмечают, что дефицит топлива наблюдается и на рынках ключевых источников импорта в Украину — в частности, Беларуси, Казахстана и России, где цены также растут. Газ из-за рубежа имеет для страны важное значение, ведь местная добыча, по данным консалтинговой компании UPECO, покрывает лишь около 20 процентов спроса.

Проблемы есть с транспортной инфраструктурой и с хранением. Эксперт энергетической отрасли Геннадий Рябцев объясняет, что «Укрзализныця» — один из важнейших перевозчиков для топливного рынка, своевременно не смогла предоставить необходимое количество цистерн для его перевозки. Быстро нарастить импорт из стран Европы, например, из Румынии — сложно из-за необходимости менять на цистернах колесные пары для перехода с узких европейских рельс на широкие украинские.

Куюн также указывает на то, что с «Укрзализныцей» есть и другие проблемы: например с топливом для тепловозов, которые выполняют грузовые перевозки. Он говорит, что тендеры на закупку дизеля были аннулированы из-за борьбы поставщиков. Специалист допускает, что госмонополия слишком благосклонна к фирмам из орбиты компании «Трейд Коммодити», которая стала активной на рынке в прошлом году, а сейчас поставляет нефтепродукты для Минобороны и «УЗ». Журналистские расследования связывают ее с близкими к президенту Украины бизнесменами-политиками Александром Грановским и Игорем Кононенко.

Не обошлось без политики?

О монопольном заговоре в соцсети Facebook написал депутат пропрезидентской фракции, экс-журналист Мустафа Найем. «Еще в начале года на рынке сжиженного газа при молчаливом согласии правительства и Администрации президента СБУ убила конкуренцию путем вдавливания ряда трейдеров», — отметил он. Позже о возможности антиконкурентного сговора заявил и украинский премьер-министр Владимир Гройсман, а министр экономики Степан Кубов поручил профильным ведомствам провести соответствующие проверки.

Еще один экс-журналист и коллега Найема по фракции Сергей Лещенко говорит, что именно СБУ способствовала монополизацию рынка. Он указывает на трейдера Proton Energy, доля которого, по его словам, благодаря действиям спецслужбы, выросла до сорока процентов. По версии депутата, именно из-за санкций против трейдеров сжиженного газа на три с половиной месяца была заблокирована работа этого бизнеса, а импортеры понесли значительные убытки.

Впрочем, опрошенные эксперты убеждены, что о политических факторах в подорожании газа речь не идет. Наоборот, подчеркивает Куюн, политики и чиновники пытаются использовать это в своих целях. Он называет заявления о войне на рынке и призывы к протестам «манипуляциями и популизмом».

Проблемы с регулированием

Одним из осложнений на рынке может стать лицензирование перевозки топлива. По новым требованиям, которые официально вступают в силу с 1 сентября, разрешение от государства должен получать не только перевозчик топлива, но и компания-отправитель, и компания-получатель. В целом это принятая в Европе практика, впрочем, специалисты допускают, что в Украине она станет плодородной почвой для коррупции.

«Около 100 тыс. гривен стоит одна лицензия. На компанию таких надо две-три. И это может быть инструментом влияния, поскольку лицензию можно отозвать, а на новую может понадобиться два-три месяца», — объясняет Куюн и отмечает, что это может стать рычагом влияния на трейдеров. Не хватает контроля за регулятором, отмечает он.

Излишнее регулирование, добавляет эксперт, совсем не способствует развитию бизнеса.

«Кто возил, тот и будет возить, только теперь с лицензией», — резюмирует он и добавляет, что теневой рынок топлива в Украине новые шаги правительства не изменят.

Источник: DW
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама