Інтереси

музыка

На закрытии филармонического сезона в Первом концерте Шостаковича солирует испанская звезда Летисия Муньос Морено

На закрытии филармонического сезона в Первом концерте Шостаковича солирует испанская звезда Летисия Муньос Морено
Русская классика ХХ века в исполнении Летисии Муньос Морено — чувственна и технически безупречна
Фото: Mauro Paolis

Национальная филармония ставит эффектную точку в конце сезона, завершая его 26 июня Первым скрипичным концертом Дмитрия Шостаковича и оркестровой сюитой из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Правда, в таком выборе нет ничего экстраординарного: инструментальный опус плюс яркое симфоническое сочинение — ее нормальная программа. Вот разве что солист в первом отделении ожидается необычный.

Первый скрипичный концерт Шостакович написал сразу после Второй мировой войны. И ни одна нота в нем категорически не совпадает с требованиями социалистического искусства: придерживаться усредненной схемы и бодро звучать. Концерт устроен как симфония в четырех частях. У них своеобразные названия и характер: беспокойный Ноктюрн, саркастичное сухое Скерцо, размеренная Пассакалья и до боли невеселая Бурлеска. Еще непривычнее его истоки — еврейские мелодии. К ним композитор всегда обращался, когда пребывал в отчаянии.

Кроме того, автор предъявляет к солисту головоломные технические требования. Поэтому само согласие играть это произведение — верный знак: скрипач готов к любым испытаниям. Концерт с оркестром Национальной филармонии исполнит Летисия Муньос Морено, которая год назад с этим же коллективом представляла здесь концертную «Испанскую симфонию» Эдуара Лало.

28‑летняя скрипачка пребывает сегодня на переходной стадии — между звездой восходящей и состоявшейся. Вундеркинд и ученица знаменитого Захара Брона, по японской методике лепящего гениев как пирожки, признанная красавица и — что для классических музыкантов большая редкость — «лицо» ювелирной компании, она к тому же является владелицей инструмента работы мастера Николо Гальяно 1762 г. Сейчас, наряду с необъятным репертуаром, отмечают исполнительскую экспрессию госпожи Морено и осмысленный глубокий звук. Выносливая и неприхотливая, испанка чередует выступления с топ-дирижерами Зубином Метой, Владимиром Спиваковым, Кшиштофом Пендерецким, фестивали и туры с заездами в Нью-Йорк, Париж, Бонн, Варшаву, Чернигов и Луцк.

Во втором отделении эстафету перехватит дирижер Николай Дядюра с оркестровой сюитой Стравинского. Именно дебют в балетном жанре для сенсационного хореографического проекта Сергея Дягилева «Русские сезоны» принес композитору славу автора радикально новаторской музыки на основе славянского фольклора.

В том же 1910 г. Стравинский сделал из 50‑минутной «Жар-птицы» получасовую сюиту. А чтобы она выразительно звучала в симфонических концертах, усовершенствовал ее еще дважды — как версию для оркестра (именно ее мы и услышим) и как лонгплей с дополнительными пьесами, — и сам исполнял в качестве дирижера вплоть до 83 лет. Видеозапись почти полувековой давности хранит эту острую трактовку. От украинского маэстро мы ждем свойственного ему более сочного истолкования с неистовым «Поганым плясом Кащеева царства» в финале.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама