Шокирующая Азия

Шокирующая Азия
Тимур Ражабов
Фото: Константин Мельницкий

Сомелье и эксперт по крепкому алкоголю Тимур Ражабов о растущей популярности азиатских молтов, виски из мелассы и невероятно щедрой доле ангелов на Тайване.

   В 2001 году произошло несколько знаковых событий, перевернувших наше представление об окружающей реальности. Одно из них — слепая дегустация односолодовых виски, по результатам которой эксперты самого авторитетного издания о виски Whisky Magazine назвали «лучшим из лучших» не шотландский, а японский молт — Yoichi. Конкуренция на мероприятии была жесточайшей: за победу сражались 100 лучших по мнению британских специалистов «солодов» последних трех лет. Последний раз в мире алкогольных напитков подобное низвержение лидеров случилось четверть века назад: в 1976 году на слепой дегустации в Париже калифорнийские каберне и шардоне произвели фурор, обойдя все французские образцы. Такие, меняющие алкогольные предпочтения миллионов людей, события иначе как революцией не называют даже эксперты. После дегустации 2001 года мир виски изменился навсегда: Yoichi стал частью коллекции Scotch Malt Whisky Society и появился на прилавках вискишопов по всему миру.

   Некоторые любители молтов до сих пор не понимают, как представители совершенно другой, в частности в сфере производства и употребления алкоголя, культуры умудрились создать напиток, сравнимый с лучшими шотландскими образцами.

   Вплоть до середины XIX века Япония была закрытой страной: японцы пили саке, носили кимоно и о том, что творится за пределами их островной империи, имели слабое представление. Но с 1853 года, после подписания договора о дружбе и торговле с США, в Японию вместе с иностранцами попали экзотические напитки. После многих веков изоляции островитяне начали с радостью впитывать заморский опыт, пытаясь воспроизвести его на своей территории. И уже в 1923 году японцы открыли первую винокурню. Они педантично копировали технологию производства скотча, приглашали к себе шотландских мастеров, сами ездили учиться в Великобританию, но культура, менталитет и особенности климата, который, впрочем, местами очень напоминает шотландский, привели к тому, что точной копии не получилось: японский виски более легкий, более эфирный и изящный. Объясняя разницу между шотландским и японским виски, известный авторитет по этому напитку Дэйв Брум прибегнул к метафорам. Шотландский виски он сравнил с горным потоком, мощным и бурлящим, а японский — со спокойным прозрачным озером, сквозь толщу воды которого виден каждый камешек на дне. Действительно, японские «солода» настолько отличаются от скотча, что впору говорить о новом азиатским стиле виски. Азиатский виски — как сделанные в Азии автомобили: вроде как европейские и американские, но со своими особенностями.

   Вот, например, произведенный на винокурне Yoichi молт на первый взгляд похож на виски острова Айла: такой же йодисто-торфяной аромат, такое же, на уровне 35‑50 единиц, содержание фенолов. При этом продукцию Yoichi не спутаешь ни с одним скотчем. Возможно, различие во вкусе объясняется тем, что не привыкшие к употреблению крепкого алкоголя японцы подсознательно стремились сделать свой виски более мягким, а возможно, дело в старинной технологии нагрева перегонных кубов с помощью открытого огня. Важно то, что благодаря своему отличному от скотча вкусу и аромату такой виски становится все более популярным. Реагируя на возросший спрос, в Азии открываются новые винокурни, вроде японского завода Сhichibu, запущенного в 2008 году, или тайваньского Kavalan, открытого в 2005-м.

   В Тайване, как и в Японии, не стали изобретать велосипед, а пригласили шотландских специалистов, полностью скопировали технологию и… создали виски, который с триумфом прошел по самым престижным конкурсам крепкого алкоголя в мире. Трижды, в 2011, 2012 и 2013 годах, Kavalan получал награды на лондонском International Wine & Spirits Competition. В 2012-м на World Whiskies Awards молт Kavalan Solist Fino был назван лучшим односолодовым виски в мире, а Джим Мюррей оценил его в 97 балов из 100 возможных и назвал открытием года. Если вы решите попробовать этот напиток, не стоит беспокоиться по поводу его достаточно молодого возраста — высокие, доходящие до 40 градусов температуры в складских помещениях винокурни способствуют более быстрому созреванию виски. Говорят, что по своим характеристикам трехлетний виски Kavalan сопоставим с пятнадцатилетним скотчем. Да и хранить виски на Тайване долго просто невозможно: при такой температуре доля ангелов составляет 15 % в год. Как и некоторые из японских образцов, этот виски напоминает спейсайдовские скотчи: Kavalan — сложный напиток с фруктовыми ароматами и нотами тропических фруктов во вкусе.

   На виски Спейсайда похож и другой представитель азиатского стиля — индийский виски. Ориентировочно в конце февраля индийские молты можно будет купить в Украине. Виски в Индии производят с 30‑х годов прошлого века. Но большинство обозревателей начали говорить об индийских молтах как о приобретающем популярность явлении только в прошлом году. Этот факт можно объяснить особенностью индийских стандартов, согласно которым виски может называться напиток, приготовленный из побочного продукта сахарного производства — мелассы. Такой виски много лет производился на заводе Amrut, но когда индийцы поняли, что международного признания с таким продуктом не завоюешь, они начали скрупулезно соблюдать технологию и создали изысканнейший напиток. Из ячменя, естественно. Не прошло и века, как ситуация с индийским виски изменилась до неузнаваемости: раньше он считался более дешевым аналогом скотча, а сегодня не каждый скотч сможет с ним конкурировать. Единственный минус этого, как и любого другого азиатского, виски — высокая цена. Например, стоимость японского обычно можно высчитать по формуле «цена шотландского + 40 %». Причина высокой цены японского виски — небольшие объемы производства: все японские винокурни вместе взятые в год производят этого напитка меньше, чем один крупный шотландский завод Macallan. Это же касается и тайванского, и качественного индийского виски. И хотя на протяжении своей истории виски неоднократно переживал периоды перепроизводства, в ближайшие годы, думаю, перенасыщение рынка нам не грозит. Так что цена на азиатский виски, как и на большинство шотландских молтов, продолжит расти.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама