Отдых

выставка

Революция на экспорт

Революция на экспорт

Выставка «Я капля в океане. Искусство украинской революции», проходящая в венском Кунстлерхаусе при поддержке МИД Австрии и «Мистецького Арсеналу», заинтересовала европейскую публику прежде всего обилием документальных свидетельств — реальными щитами, противогазами, флагами, шлемами, дубинами и другими подлинными артефактами революционных будней.

На сегодня эта выставка является самой масштабной среди постмайданных экспозиций, волна которых прокатилась в марте-апреле по городам Украины. Семь просторных залов Кунстлерхауса в центре Вены вместили в себя работы около 40 художников и представили почти все художественные практики в отечественном современном искусстве — живопись, фотографию, плакат, инсталляции, документации акций и видеоарт.

Кураторы выставки Константин Акинша и Алиса Ложкина задумали передать в экспозиции тот всплеск спонтанной народной креативности, который в симбиозе с профессиональным искусством, вышедшим за пределы мастерских и галерей, составил специфическую особенность украинской революции. Акинша, ведущий киевский арт-критик и куратор выставок Новой волны конца 1980 — начала 1990‑х годов, ныне живущий в Венгрии, в тандеме с культурологом Алисой Ложкиной (заместителем генерального директора «Мистецького Арсеналу» и главным редактором журнала ArtUkraine) объединили в экспозиции разных творческих людей, связанных одним порывом художественной рефлексии на тему событий на Майдане. В проекте приняли участие как гражданские активисты, которые провели запомнившиеся перформансы (вроде декабрьской акции Гражданского сектора Майдана с зеркалами перед рядами Беркута), так и уже ставшие классиками профессионалы — Борис Михайлов, Василий Цаголов, Александр Ройтбурд, Олег Тистол, Влада Ралко… Самый признанный в мире украинский фотохудожник Борис Михайлов специально приезжал из Берлина в Киев в декабре и создал фотосерию, на которой изображен быт протестантов: сидящие на фоне шин и баррикад люди, горящие костры — затишье перед боем.

Одним из интереснейших художественных явлений Майдана стал Мистецький Барбакан — открытая коммуникационная площадка для арт-сообщества и всех желающих. Один из его организаторов, Иван Семесюк, известный представитель направления «жлоб-арт», как‑то вышел на одну из первых протестных акций с лозунгом «Овощ созрел». Вскоре это выражение стало всенародным и вошло в революционный обиход наравне с другими призывами, явив пример вовлечения искусства в общественный процесс. На выставке в Вене Мистецький Барбакан представлен не только знаменитыми лозунгами, но и «жлобологическими» картинами и скульптурами Семесюка, «анархическими» плакатами Андрея Ермоленко, визионерскими фантазиями о сущности власти Олексы Манна, и представляет собой насыщенную смесь художественных предчувствий (некоторые работы созданы несколькими годами раньше) и непосредственных переживаний активных участников Майдана.

В выставку включены также работы оппонентов круга Мистецького Барбакана — Николая Ридного, Ксении Гнилицкой, Александра Радинского и других художников, известных своими левыми взглядами и социально-критической арт-деятельностью. Ксения Гнилицкая, например, показала матрешек-милиционеров, которые являются убедительной аллегорией полицейского государства, где у каждого в душе свой маленький милиционер. Алексей Радинский представил черновой монтаж документального видео, снимавшегося в течение нескольких месяцев на Майдане. В центре его внимания оказалось насилие — один из самых дискуссионных и актуальных элементов зимних протестов.

Экспозиция в Кунстлерхаусе имеет несомненное политическое значение — она заполняет информационные лакуны и разрушают предрассудки, существующие в европейском восприятии Майдана. Но особенно важно, что она свидетельствует о разнообразном и сложном современном украинском искусстве, в центре которого — не только цвет, энергия и декоративная избыточность, но и широкая проблематика, связанная с определением национальной идентичности и актуальными социальными вопросами. То есть об искусстве, содержание которого полностью соответствует смыслу и направленности украинской революции.

«Я капля в океане. Искусство украинской революции»

Wien, Künstlerhaus

До 23 мая

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама