Бизнес

регулирование

Электронный чек: что это такое и как он изменит бизнес в Украине

11279
Электронный чек: что это такое и как он изменит бизнес в Украине

Вместо кассовых аппаратов и изнурительных походов в контрольные органы с тоннами бумажных документов - электронный учет и чек в компьютере, планшете или смартфоне. Именно так правительство рассчитывает взять под контроль финансовые обороты предпринимателей и ввести электронную систему учета наличных операций. Соответствующее решение Кабмин принял на последнем заседании.

Чиновники уверены, что этот шаг позволит осуществить масштабную детенизацию и привлечь в бюджет дополнительно 27 млрд грн.

Однако бизнес не разделяет их оптимизма. Большинство предпринимателей соглашаются, что новация позволит сэкономить время и средства, но ожидают, что следующим шагом станет пересмотр штрафных санкций и усиление давления на малый бизнес. Плохой бизнес-климат, несбалансированные штрафы и комфортный режим работы в тени - главные причины, по которым бизнес не желает показывать свой «кэш» налоговикам.

Что же изменится в Украине, когда и какими могут быть последствия таких шагов правительства?

В чем новшество

Средний, малый и микробизнес - самая проблемная категория предпринимателей. Львиная доля таких компаний работает по упрощенной системе налогообложения. С одной стороны, она активно используется для минимизации налоговых обязательств, с другой стороны - это основная форма поддержки малых предпринимателей, которые работают "по-белому".

Каждая попытка отменить или модифицировать "упрощенку" приводит к социальной напряженности, массовым протестам и конфликтам.

Анонсированная накануне электронная фискализация - один из способов взять под контроль наличные операции компаний, львиная доля которых работает по упрощенной системе налогообложения.

Сейчас наличные операции учитываются с помощью кассовых аппаратов - регистраторов расчетных операций, РРО.

Новая система предусматривает онлайн-регистрацию любых устройств - персональных компьютеров, планшетов, смартфонов - без подачи в контролирующие органы документов в бумажном виде и бесплатное их использование вместо кассовых аппаратов.

По данным ГФС, 109 тыс компаний зарегистрировали 283 тыс кассовых аппаратов. За последние три года количество кассовых аппаратов выросло почти на 63 тыс или на 28%. В 2017 году подразделения аудита провели более 13,4 тыс фактических проверок. Были проверены 286 тыс или 5% объектов, где применяются РРО. По результатам проверок к предпринимателям было применено 387 млн грн штрафных санкций, что на 25% больше, чем в 2016 году.

ГФС акцентирует внимание на том, что кассовые аппараты непопулярны, неудобны и дороги в использовании. Традиционные РРО печатают только бумажные чеки, требуют устройства печати.

По словам и. о. председателя ГФС Мирослава Продана, для регистрации РРО нужно посетить органы ГФС и Центры сервисного обслуживания, оформить значительное количество бумажных документов. Стоимость РРО колеблется от 4 тыс грн до 20 тыс грн. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту РРО, которые предоставляют центры сервисного обслуживания, а также услуги информационных эквайеров, по которым передаются данные РРО, платные и составляют не менее 200 грн ежемесячно для каждого РРО.

Новая система e-Receipt предусматривает только оnline-регистрацию компьютера, планшета или смартфона через электронный кабинет, оnline-передачу и прием данных. Электронный чек будет генерироваться, регистрироваться в системе ГФС и дополняться QR-кодом, после чего будет передаваться на персональное устройство - компьютер, телефон или планшет.

По расчетам Союза украинских предпринимателей, отмена платы за обязательное сервисное обслуживание позволит бизнесу сэкономить 56,6 млн. грн.

Процесс фискализации

"Переход на новый формат регистрации и учета кассовых аппаратов для начала планируем отработать в рамках эксперимента - в нем смогут участвовать все желающие", - объясняет Продан.

Цель пилота - наладить рабочую модель применения новых приборов учета. "В течение трех месяцев ГФС вместе с разработчиками программного обеспечения должны будут разработать и запустить этот пилот", - добавляет Продан.

Из документов ГФС следует, что пилот планируется провести до 31 декабря 2018 года. Переход на е-регистрацию расчетных операций должен состояться до 1 апреля 2019 года. Фискализация коснется всех предпринимателей, работающих с наличными, в том числе розничных торговых точек, рынков, такси. Ожидаемый эффект от фискализации, сообщают источники издания в правительстве, - дополнительные 27 млрд грн в бюджет.

Неудачный опыт

Внедрение системы - не первая попытка правительства взять под контроль наличные расчеты.

В декабре 2014 года Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс. Депутаты разрешили плательщикам единого налога второй и третьей групп - физлицам-предпринимателям, торгующим на рынках, работающим в розничной торговле на передвижных средствах, а также "упрощенцам" первой группы не применять кассовые аппараты. В других случаях депутаты обязали плательщиков единого налога второй и третьей групп их применять.

Нормы вступали в силу постепенно: для "упрощенцев" третьей группы - с 1 июля 2015 года, второй группы - с 1 января 2016 года.

Принятие этого закона возмутило бизнес. Начало 2015 сопровождалось массовыми протестами предпринимателей под парламентским комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики и под стенами правительства. Бизнес требовал отмены нормы о введении РРО, заявлял о намерении инициировать отставку председателя комитета Нины Южаниной и на тот момент профильного заместителя министра финансов Елены Макеевой.

После полугодовых переговоров с митингующими и напряженной подготовки поправок Верховная Рада ослабила штрафные санкции и позволила не устанавливать кассовые аппараты предпринимателям, работающим в учреждениях торговли, общественного питания и услуг, если их годовой валовой доход не превышает 1 млн грн.

Впрочем, даже несмотря на эти послабления, вариант с кассовыми аппаратами не сработал. По оценкам МЭРТ, уровень теневой экономики в настоящее время достигает 33%. Масштабы неучтенных операций - огромные. В распоряжении издания оказалась официальная статистика: только 3% юридических лиц и 4,4% физлиц-предпринимателей используют кассовые аппараты.

Причины фиаско по внедрению классических РРО - неудобство и высокая стоимость установки и содержание кассовых аппаратов, отсутствие у бизнеса мотивации их использовать. Глазами ГФС: нарушать закон можно безнаказанно. Штраф за первое нарушение порядка использования РРО - символическая 1 грн.

С контролем и проверками бизнеса также проблемы. План проверок - публичная информация.

"Мы часто сталкиваемся с тем, что к моменту проверки плательщик юридически исчезает, и мы не можем его проверить и привлечь к ответственности за неиспользование кассового аппарата, а, следовательно, его наличный оборот неучтен", - рассказывает Продан.

"Другой пример: приходим, находим нарушителя, штрафуем, а штраф - 1 грн, и предупреждаем об устранении нарушений. Через неделю приходим, а на том же месте с тем же товаром стоит уже другое юридическое лицо", - добавляет он.

Какие риски

Опрошенные представители бизнеса отмечают, что введение сиcтемы e-Receipt соответствует глобальным трендам.

"Поскольку торговля с каждым годом все больше уходит в онлайн и происходит ее гаджетизация, то фискальные аппараты второго уровня, которые сейчас используются, скоро вымрут как класс. Они не смогут конкурировать с более технологичными решениями. Такой переход облегчит администрирование наличных расчетов", - считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

"Новая система РРО - хорошее решение для малого и среднего бизнеса, который не использует кассовые аппараты. Он сможет перейти на удобный и экономный режим учета. Также новая модель вписывается в желаемый для бизнеса paper-free-формат взаимодействия с госорганами", - отмечает исполнительный директор Союза украинских предпринимателей Екатерина Глазкова.

Она прогнозирует, что бизнес может осторожно отнестись к перспективе перехода на новое программное обеспечение, и массовый переход состоится только после завершения пилотного проекта.

"Помимо вопроса уменьшения расходов, для бизнеса важно, чтобы система работала без перебоев, была интегрирована с другими системами ГФС и бухгалтерскими программами и не нуждалась в постоянном техническом совершенствовании", - добавляет Глазкова.

По словам вице-президента УСПП Юлии Дроговоз, введение нового продукта имеет и положительные стороны, и риски.

"Важно, чтобы программный продукт был качественным и синхронизировался со всеми устройствами. Для бизнеса, который имеет много кассовых аппаратов, новая система поможет сохранить очень много времени", - говорит Дроговоз.

По ее словам, среди малых компаний сейчас мало кто использует цифровую подпись. E-Receipt подтолкнет их к этому, а это еще один положительный результат предлагаемых изменений.

Впрочем, важнейшие вопросы остаются неясными. В первую очередь - вопрос ответственности. Дроговоз опасается, что следующим шагом налоговиков и Минфина будет просмотр штрафных санкций и усиление давления на малый бизнес.

"Говорить о штрафе в размере 1 грн, конечно, можно, однако штрафы за следующие нарушения далеко не такие низкие. Обычно налоговики находят несколько нарушений. Постоянно возникают проблемы с тем, что считать первым нарушением, к чему применять эту одну гривну", - говорит эксперт.

Делать ставку на то, что переход на e-Receipt обеспечит тотальную легализацию, тоже не стоит.

Во-первых, РРО - не единственная причина работы бизнеса в тени. Он там остается и из-за налоговой нагрузки на зарплату, и из-за сложного администрирования, и из-за давления силовиков. "Переход на электронные чеки - это не панацея от «тени», - отмечает Дроговоз.

Во-вторых, е-Receipt может постигнуть судьба кассовых аппаратов из-за пассивной позиции бизнеса. У него нет оснований покидать комфортную зону "тени" и отказываться от схем по минимизации налоговых обязательств. Любые попытки заставить его это сделать из-за повышения штрафов могут вызвать протесты.

Чего еще не хватает

Чтобы е-Receipt заработал в полную силу и стал обязательным к использованию, одних постановлений правительства мало. Нужны изменения в Налоговый кодекс и синхронизация новых правил с действующей нормативной базой.

"Параллельно с запуском пилотного проекта необходимо осуществить дерегуляцию работы со "старыми" приборами. Необходимо изменить приказ Минфина о регистрации РРО и книг учета расчетных операций и постановление НБУ о ведении кассовых операций в национальной валюте", - отмечает Глазкова.

По ее словам, чтобы отменить дублирование норм об ответственности в сфере оборота наличных и уменьшить возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов, нужно отменить указ президента о применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности.

"Это позволит отменить пятикратные штрафы для бизнеса", - резюмирует она.

По информации источников издания, ГФС и Минфин готовят законопроект, содержащий поправки в Налоговый кодекс. В нем и будут определены окончательные правила работы новой системы.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама