Технологии

инфраструктура

Транспорт будущего? Илон Маск достроил тоннель под Лос-Анджелесом

9250
Транспорт будущего? Илон Маск достроил тоннель под Лос-Анджелесом

17 декабря 2016 года Илон Маск в очередной раз попал в пробку где-то в Лос-Анджелесе — о заторах на дорогах в этом городе слагают легенды, и с расстройства написал в Twitter, мол, да сколько можно, соберу бур и выкопаю тоннель. Спустя пару часов предприниматель добавил, что не шутит и открывает фирму под ироничным названием The Boring Company (английское слово boring переводится и как «бурящая», и как «скучная», а аббревиатуру TBC можно расшифровать как to be continued, то есть «Продолжение следует»). Прошло два года — первый участок готов.

Какой получился тоннель?

Тестовый участок расположен в городке Хоторн в агломерации Лос-Анджелеса. Его общая длина — около 3 км, но первый отрезок короче. Тоннель начинается под парковкой у офиса другой компании Маска, SpaceX, и поворачивает к аэропорту. На карте тоннель выглядит Г-образным, но, судя по видеороликам Маска, поворот намного более плавный, чем можно было подумать.

В документах, опубликованных муниципалитетом в 2017 году перед публичными слушаниями, говорилось, что работы будут вести на глубине всего 7–13 м. Якобы этого достаточно, чтобы не потревожить никого на поверхности. Новостей о жалобах не было — судя по всему, подземную дорогу правда построили незаметно.

Открывающийся участок пролегает и под невзрачным домом, который выкупила The Boring Company. В гараже этого дома оборудован грузовой лифт для спуска в тоннель. Его установили, чтобы показать: новая транспортная система Маска без проблем вписывается в существующую инфраструктуру.

Использовать тоннель будут для дальнейших исследований и разработок в этой области. Он не станет частью транспортной системы, которую The Boring Company хочет построить в Лос-Анджелесе. Попасть внутрь можно только по приглашению. Когда тоннель больше не будет нужен, фирма Маска обязана его зацементировать.

Зачем выкапывать тоннели, если есть метро?

У транспортной системы Маска — она называется «Петля» (англ. Loop) — есть несколько существенных отличий от метро.

Во-первых, вместо вагонов используются тележки с электрическими моторами. На одно такое шасси помещается легковой автомобиль, а если сверху установить кузов, получится этакая маршрутка на 8–16 человек. В первом демонстрационном видео была изображена Tesla, но теперь The Boring Company уверяет, что приоритет будет отдан пешеходам и велосипедистам.

Промо-ролик The Boring Company

Во-вторых, поезд в метро останавливается на каждой станции, а в «Петле» транспорт следует экспрессом. За счет этого средняя скорость должна приближаться к максимальной (200–240 км/ч), а время в пути — сокращаться в несколько раз. Станции могут быть совсем крохотными, не больше пресловутого гаража, поэтому строить их можно тысячами. Это избавит от пробок под землей и позволит подъехать близко к нужному месту.

В-третьих, поездами в метро по-прежнему управляют люди, а в «Петле» нет машинистов — передвижение происходит в автоматическом режиме. Впрочем, если тоннельные перевозки когда-нибудь будут распространены повсеместно, наверняка к тому времени метро тоже перейдет на автопилот.

А что, насчет подземного транспорта есть сомнения?

В затее не уверен даже сам Маск. В сентябре во время скандального интервью Джо Рогану, где предприниматель покурил марихуану, он сказал: «Мы строим тоннель, отчаявшись из-за пробок на дорогах. Может, получится удачно, а может, нет». Основатель Tesla, SpaceX и Neuralink называет The Boring Company хобби, на которое уделяет 2–3% своего времени. Хобби это довольно дорогое: по данным CrunchBase, в фирму инвестировано $113 млн, из них почти $100 млн принадлежит Маску. Еще недавно в фирме работали всего несколько человек из SpaceX, да и то на полставки.

Некоторые проблемы The Boring Company перечислены на ее сайте. Прежде всего, бурить очень дорого. Маск любит приводить в пример проект на фиолетовой ветке метро в том же Лос-Анджелесе, который обошелся почти в $1 млрд за каждую милю.

Затраты команда Маска сокращает двумя способами. Во-первых, ширину тоннеля сократили до 4 м. Раньше в США такие рыли только под канализацию (как в мультсериалах о черепашках-ниндзя). Во-вторых, инженеры дорабатывают технику. По словам Маска, за 50 лет в этой отрасли ничего не изменилось, тоннелепроходческие машины по-прежнему двигаются медленнее улитки в 14 раз. Все принятые меры должны снизить расходы по крайней мере на порядок.

Вроде у Маска получается. Что-то еще не так?

О других трудностях Маск и сотрудники его фирмы вспоминают реже, если вообще говорят. Просто договориться о строительстве — уже непросто. The Boring Company собиралась построить в Лос-Анджелесе еще один экспериментальный тоннель, власти было дали добро, но местные жители подали коллективный иск — проект свернули в конце ноября.

Прокладка тоннеля — тоже дело хитрое. Критики Маска указывают на то, что под землей никогда не знаешь, на что наткнешься: бур может напороться на булыжник и сломаться, а ремонт в таких условиях может затянуться надолго. Стены тоннеля нужно укреплять. Маск собирается использовать для этого вырытый грунт прямо на месте, но есть ли уже для этого техническое решение, неизвестно. А когда тоннель готов и используется, конструкцию, проводку, вентиляцию и прочее нужно поддерживать в порядке.

Наконец, еще одна проблема пока скорее умозрительная. Маск мечтает, что тоннели можно будет рыть на разной глубине друг под другом, обычно речь идет о 30 уровнях, и якобы это не предел. Но если проделать столько ходов, не останется места под что-то еще. В статье, опубликованной в журнале Tunnelling and Underground Space Technology, урбанисты Хан Адмирал и Антония Корнаро пишут, что подземное пространство можно использовать с большей пользой, чем сейчас.

Под городами уже располагаются дата-центры, супермаркеты, архивы, библиотеки, галереи, бассейны, спортзалы, склады. Только обычно строительство идет хаотично. По мнению Адмирала и Корнаро, это никуда не годится — нужны стратегические планы развития территорий под нашими ногами. Насколько можно судить, когда власти одобряют проекты The Boring Company, ничего такого они в расчет не берут.

The Boring Company как-то связана с другими затеями Маска?

Формально The Boring Company — независимая компания, но одно название «Петля» (Loop) напоминает о концепции транспортной системы Hyperloop. В Hyperloop, которую пытаются воплотить в жизнь несколько компаний, в том числе SpaceX, тоже планируется использовать тоннель.

Разница в том, что по задумке из тоннеля в Hyperloop выкачивается воздух, чтобы снизить трение. За счет этого транспортная капсула сможет разгоняться до фантастических скоростей порядка 1000 км/ч. В городах такая система просто не нужна, зато на больших расстояниях способна заменить поезда и самолеты. На сайте The Boring Company Hyperloop тоже упомянута — судя по всему, на маленьких тоннелях инженеры обкатывают технологии и продолжение действительно следует.

Но, возможно, продолжение развернется не где-нибудь, а на Марсе. На планете, куда стремится Маск, нет магнитного поля — ничто не защитит колонистов от космической радиации. Выходов два: либо обшивать жилье защитными материалами, но с собой их не повезешь — тяжелые, а на месте произвести сложно; либо селиться в пещерах или... тоннелях.

Правда, чтобы вырыть убежище на Марсе, существующее оборудование не годится: первая проходческая машина, купленная The Boring Company, весила 1200 т. Для ее доставки понадобился бы целый космический флот. Но если инженеры действительно осуществят революцию в прокладке тоннелей, а Маск создаст колонию на соседней планете, бур там точно не помешает. Тогда будет символично, что история с бурением когда-то началась на парковке за офисом SpaceX где-то на отшибе Лос-Анджелеса.

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Павел Вернивский
Украина строит аграрную экономику и тот рост, что мы сейчас наблюдаем, это все, на что эта экономика способна. Предпосылок для ускорения этого роста нет и, к сожалению, не предвидится. Страна проедает большую часть капитала, чем фактически убивает все перспективы будущего развития. Ещё хуже, что страна с каждым годом увеличивает свою зависимость от внешних займов, которые так же уходят на проедание. Ещё проблема нашего государства в том, что ему нужно выплачивать с каждым годом все больше и больше средств, которые могли быть потрачены на развитие. Помимо этого, сама аграрная экономика более нестабильна, чем промышленная, так как цены на продукцию постоянно меняются, что делает невозможным прогнозирование любых доходов, при этом расходы на обслуживание внешних кредитов являются более постоянными. Вот по этой причине я довольно пессимистично отношусь к результатам реформ.