Экономика

анализ

Сколько Украина теряет из-за оффшоров

1 4905
Сколько Украина теряет из-за оффшоров

С 2015 по сентябрь 2018 Украина экспортировала продукции пяти крупнейших товарных групп на $112 млрд. Из них $42 млрд ушли в оффшоры. Потенциально это и есть объем «схемного экспорта» для уклонения от налогов.

Организация экономического развития и сотрудничества оценивает ежегодные потери от размывания налоговой базы в 4-10% совокупных налоговых поступлений за год во всем мире.

Министр финансов Украины Оксана Маркарова говорит, что в Украине этот процент может быть больше.

Как работает «оффшорная схема»?

Из-за несогласованности в национальном и международном законодательстве, Украина по документам экспортирует товар по заниженной цене в низконалоговую юрисдикцияю (оффшор). Физически товар идет в страну назначения. Но юридически происходит его перепродажа через связанные компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях.

Юридически это называется трансфертное ценообразование. Оно предусматривает сбыт товаров взаимозависимыми лицами по внутренне-фирменными ценам, которые ниже рыночных. Это делается для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу, с которой уплачиваются налоги.

Почему это плохо для экономики?

— Страна экспортер получает меньше валютной выручки для балансировки курсовых колебаний.

— Из-за уменьшения налога на прибыль бюджет получает меньше поступлений.

— Это значительно влияет на конкуренцию и честный бизнес, ведь платить налоги и работать «по белому» становится не выгодно.

Но что именно и сколько Украина экспортирует в оффшоры?

На основе информации Госстата можно определить ТОП-5 сфер украинского экспорта по товарным группам за базовый 2017, составляющих 74% всего экспорта.

ТОП-5 товарных групп украинского экспорта это:

  • Недрагоценные металлы и изделия из них — 10 124 613 (тыс $)
  • Продукты растительного происхождения — 9 215 708
  • Жиры и масла животного и растительного происхождения — 4 605 666
  • Машины и оборудование — 4 276 832
  • Минеральные продукты — 3 947 722

Чтобы определить, какие страны считать оффшорными, можно воспользоваться объединенным списком из 4 списков низконалоговых стран:

  • список ЕС
  • спиcок FATF (Financial Action Task Force)
  • список OECP (Organisation for Economic Co-operation and Development)
  • список постановления Кабмина № 1045 от декабря 2017 года, который насчитывает 111 стран.

После анализа экспорта ТОП-5 товарных групп в 111 оффшорную страну получаются следующие данные.

Всего с 2015 года по сентябрь 2018 Украина экспортировала ТОП 5 товаров на сумму более $42 млрд.

Год

Объем экспорта, тыс. долл.

2015

11 703 613

2016

10 016 489

2017

11 386 152

январь — сентябрь 2018

9 542 498

Всего:

42 648 752

Экспорт в оффшорные страны за 2017 составил более $11 млрд (около 260 млрд грн). Это равно сумме всех токсичных банковских активов 2016 года, или же сумме бюджетных трансфертов 2018 года.

Всего в 2017 году Украина экспортировала товаров и услуг на сумму $52,3 млрд., а это значит, что примерно каждый четвертый доллар валютной выручки страны идет в оффшоры.

ТОП-15 товарных позиций, которые ушли в оффшоры за исследуемый период это: пшеница, масло, кукуруза, соя, металлопрокат и руда.

В основном это аграрная продукция и металлургия, одновременно приносящие больше всего валютной выручки в бюджет. Они контролируются крупнейшими финансово-промышленными группами страны, являющимися самыми крупными налогоплательщиками.

Распознать «схемный» экспорт очень сложно без данных таможенных деклараций. Чтобы примерно его вычислить можно сузить перечень стран до 55 типично оффшорных юрисдикций, с которыми Украина почти нет реальных торговых отношений.

Среди них: Тунис, Ливан, Малайзия, Эфиопия, Сирийская Республика, Марокко, Иордания, Судан, Джибути, Кипр, Швейцария, Гана, Тайвань, Оман, Албания, Йемен, Катар, Македония, Куба, Доминиканская Республика, Намибия, Гонконг, Британские Виргинские Острова, Босния и Герцеговина, Шри-Ланка, Сан-Марино, Панама, Перу, Монголия, Сингапур, Лихтенштейн, Бурунди, Либерия, Гватемала, Маврикий, Черногория, Маршалловы Острова, Бахрейн, Сейшельские острова, Новая Каледония, Белиз, Сент Китс и Невис, Аруба, Лаос, Барбадос, Гибралтар, Пуэрто — Рико, Уругвай, Багамские Острова, Фиджи, Ботсвана, Сент-Винтсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, Монако, Вануату.

Экспорт из Украины в эти страны составил в 2015 — сентябре 2018 треть от всего экспорта в оффшоры: $12,96 млрд. и $42,65 млрд.

Интересен и тот факт, что в 10 стран-лидеров по прямым инвестициям в акционерный капитал Украины с 2013 года попадают Кипр, Великобритания, Виргинские острова и Швейцария. Это может свидетельствовать о том, что речь идет о инвестициях финансово-промышленных групп, которые возвращаются после трансфертных схем.

План «BEPS» — как он может увеличить поступления в бюджет?

План действий BEPS (Base erosion and Profit Shifting) — это перечень шагов, разработанных странами-членами ОЭСР и «Большой двадцатки» по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

В соответствии с этими шагами в ГФС уже создали департамент по вопросам трансфертного ценообразования. А Минфин совместно с ГФС и НБУ разработали проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы и выведению прибыли из-под налогообложения».

Этот законопроект предусматривает введение трехуровневой структуры документации для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документации (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting) (выполнение шага 13 BEPS). Кроме минимального стандарта (шаг 13), в законопроекте предлагается учесть рекомендации шагов 8-10 BEPS о трансфертном ценообразовании, в частности:

— Ввести институт услуг с низкой добавленной стоимостью для целей трансфертного ценообразования.

— Усовершенствовать правила контроля за сырьевыми товарами путем отмены ограничения применять исключительно биржевые котировки определенных бирж и предоставление возможности использовать котировочные цены на товары.

— Ввести контроль за трансфертным ценообразованием с учетом концепции превалирования сущности над формой, согласно которой коммерческие или финансовые характеристики контролируемой операции для целей трансфертного ценообразования определяются согласно фактическому поведению сторонами сделки и фактическими обстоятельствами ее проведения.

— Налогообложение контролируемых иностранных компаний (шаг 3 ВЕРS).

— Внедрение ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами (пункт 4 ВЕРS).

— Предотвращение искусственного избежание признания статуса постоянного представительства (шаг 7 ВЕРS)

— Предотвращение злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения (шаг 6 ВEРS).

Все ли шаги BEPS будут выполнены и победит ли это «оффшорный экспорт» с целью уклонения от уплаты налогов — можно будет оценить уже в ближайшее время.

Источник

Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
наука суспільству 15 февраля 2019, 14:01

....Мінфін, спільно з ДФС та НБУ розробили проект Закону України "Про внесення змін до Податкового кодексу України з метою імплементації Плану протидії розмиванню бази оподаткування та виведенню прибутку з-під оподаткування" .... Источник: https://biz.censor.net.ua/r3110782

Наука - доказує.
Політика - наказує.
Релігія - пропонує орієнтуватися на ІСТИНУ і СПРАВЕДЛИВІСТЬ.

Наука:
1. Конституція не забороняє НБУ виводити гроші в інші країни.
2. Має формулу ДОБРОБУТУ = ІСТИНА + СПРАВЕДЛИВІСТЬ на основі об'єктивних соціально-економічних законах створення і споживання ВВП.
3. Має модель соціально-економічної системи (СЕС), незалежну від політичного мислення: анархії, монархії, рабства, феодалізму, капіталізму, соціалізму, комунізму, індиферентну до власності (інтелектуальної, матеріальної, фінансової), в якій задані фактори ХОЛОДУ, ГОЛОДУ, ХВОРОБИ, соціальні і природні ресурси (територія), засоби виробництва, валюта, яка в точних цифрах доводить норми для захисту кожного від цих факторів.
4. Доказує, що в СЕС України екогеофізичні умови для створення ВВП з метою захисту кожного від названих факторів та високої якості і тривалості життя при споживанні ВВП достатні. Надлишки ВВП можна виставляти на світових торговельних біржах сходу і заходу, півдня та півночі.
5. Готова замінити соціальну Конституцію України на соціально-економічну Конституцію інтелектуального суспільства, де базовими законами є об'єктивні закони: фізики, хімії, біології, соціології, економіки, мислення, без дотримання яких, знає кожний фахівець і науковець, позитивного результату отримати не можливо. Політичне мислення замінити на наукове при управлінні створенням і розподілом ВВП за формулою ДОБРОБУТ = ІСТИНА + СПРАВЕДЛИВІСТЬ.
6. ІСТИНОЮ (ВВП) - об'єднує соціум.
7. СПРАВЕДЛИВІСТЮ (розподілом ВВП) - врівноважує соціум і всі соціально-економічні процеси створення і споживання ВВП.

Політика:
1) Має суб'єктивне (щілинне, діркове, обмежене) дефінітне (наближене, короткозоре, дальтонізмінне) розуміння, нелогічне мислення соціально-економічних процесів.
2) Має складний (140 партій в різні боки), насильний (на посаді фаховість до уваги не береться), неефективний (незрозумілий, заперечний, непопулярний, грабіжний, тощо) метод комплексного регулювання процесів створення і споживання ВВП
3) Головна цінність політ-економічного мислення - фінансовий прибуток, проти матеріального прибутку.

Релігія:
1) Пропонує правильні речі, які є незмінними тисячі років, політики їх реалізувати (в природі нема політичних істин, законів) не можуть, а наукове мислення, однакове для всіх своїми об'єктивними істинами, може.

0
реклама
реклама