Інтереси

этикет

Офисные сплетни могут быть как вредными, так и полезными. Опытные карьеристы знают, как управлять ими

Существует теория, согласно которой слух без дополнительной подпитки живет не более 75 дней. Можно подождать два-три месяца, пока о сплетне в офисе забудут. Но иногда лучше действовать решительнее.

О чем болтают

Рейтинг сплетен в украинских офисах возглавляют «бездельники» и «халявщики». Как отмечает директор по странам СНГ рекрутинговой компании World Staff Виталий Михайлов, большинство сотрудников, независимо от специализации фирмы и собственной должности, не упускают возможности обсудить ленивого, но при этом более успешного коллегу.

Менеджер по продажам Елена Мирзюк говорит, что была вне себя от ярости, когда услышала на кухне фразу коллеги о своем якобы безделье.

«Им не нравится, что я весь день треплюсь по мобильному. Но телефонные продажи — одна из моих ключевых обязанностей», — негодовала она.

На втором месте — жалобы на руководителей, которые не в состоянии нормально организовать работу подчиненных. Любовные романы и приключения на амурном фронте начальников и сослуживцев — еще одна тема для пересудов. Часто болтают о возможном увольнении с работы того или иного коллеги и перемалывают косточки профессиональному и личному прошлому сослуживцев.

Неизменной популярностью пользуются также «денежные» сплетни — о взятках и откатах. И, разумеется, о сливе информации конкурентам. К примеру, бренд-менеджер крупной кондитерской корпорации Александр был очень удивлен, услышав, что приобретение новой иномарки его коллеги связали с завышенным бюджетом на рекламу, который ему удалось выбить у руководства.

Бывает, что сплетни по рынку о сотрудниках распространяют бывшие работодатели. Особенно это касается топ-менеджеров, которые увольняются по собственному желанию. Бороться с таким несправедливым отношением сложно, но можно.

К примеру, с помощью предоставления рекомендаций от предыдущих работодателей, которые объективно смогут охарактеризовать профессиональные качества. «Как правило, даже если кто‑то пытается дискредитировать достойного человека и хорошего профессионала, клевета нейтрализуется данными из других источников», — заверил Виталий Михайлов.

Слухи вредят и помогают

Основная функция сплетни — осудить того, о ком она повествует. Положительные качества «героя» приуменьшаются, а недостатки, наоборот, раздуваются максимально. Не секрет, что чаще всего сплетничают о тех, кто держится особняком, поэтому на работе нельзя быть букой.

«Лучше поддержать или инициировать разговоры с коллегами о погоде, детях или грядущих выходных, нежели игнорировать сплетников и дожидаться их нападения», — рекомендует психолог Анжела Аруджунян.

Опасность пересудов в том, что они способны навредить не только репутации, но и кошельку. Специалисту по контролю качества одного из химических заводов Николаю Босненко на полгода задержали повышение в должности (до заместителя начальника отдела) из‑за того, что до руководства дошел слух о его «романе» с руководителем.

Помеха для карьерного роста Николая была устранена только после того, как служба безопасности провела внутреннее расследование и информация не подтвердилась. Но из‑за злых языков его недополученный доход составил около 25 тыс. грн.

Некоторые современные руководители, неуверенные в себе на 100 %, в стремлении к полному контролю над компанией (или отделом) специально заводят среди подчиненных ябеду. Впрочем, по мнению психологов, если в результате злословия начальник станет принимать неправильные кадровые решения — это лишний раз подтвердит его собственную некомпетентность.

Распространение сплетен может не только насолить, но и сыграть на руку. Зачастую люди верят сплетням больше, чем собственным глазам. Поэтому особо продвинутые карьеристы стремятся управлять сплетнями о себе, а некоторые даже запускают нужные слухи для личного PR. Осуществить это достаточно легко: необходимая информация в непринужденной беседе передается главному слухмейкеру. И дело сделано. Причем чем невероятнее сообщение, тем охотнее в него верят.

Применение такого целенаправленного PR-хода на работе позволяет быстрее продвинуться по служебной лестнице. «Хорошие» сплетни способствуют тому, что начальство скорее обратит внимание на сотрудника и примет нужное решение. Пересуды помогают ориентироваться в сложившихся в коллективе отношениях: кому благоволит начальство, к кому можно обратиться за помощью, а от кого лучше держаться подальше.
В поисках противоядия

Перемывание косточек отвлекает от основных обязанностей, не говоря о том, что особо впечатлительных надолго выбивает из колеи. Поэтому крайне важно научиться правильно противостоять слухам и сплетникам. А лучше — задействовать их во благо.

На слухи о себе лучше всего реагировать очень спокойно. Если же разговоры за спиной задевают — значит, сплетникам удалось нащупать болевую точку. По наблюдениям психологов, меньше всего со стороны окружающих подвергаются критике и сплетням те, кто не боится признавать свои ошибки, подшучивает и посмеивается над собой.

Если сослуживцы уже начали сплетничать, есть два способа поведения, которые могут основательно ухудшить ситуацию. Первый — полностью игнорировать то, что происходит. Второй — подробно рассказывать каждому встречному истинное положение вещей. Золотая середина в том, чтобы найти более доброжелательного коллегу и выяснить у него, что же собственно происходит. И уже затем напрямую поговорить со сплетником.

Причем будет лучше, если этот разговор состоится в присутствии других людей. Нужно вести себя спокойно и даже весело. Можно, улыбаясь, сказать: «Какие глупости. Конечно, это неправда». Как показывает практика, уверенное поведение ведет к тому, что сплетники закрывают рот на замок.

Главный совет от психологов: не реагировать негативом на негатив. Если будете срываться при виде косых взглядов и устраивать разборки, то тем самым можете окончательно убедить коллег в правильности сделанных ими выводов. Позиция доброжелательного нейтралитета — более эффективное оружие.

Ни в коем случае нельзя сразу же оправдываться, услышав нелестные отзывы о себе. Не стоит рвать на груди рубашку или лезть в драку, это даст новую пищу для пересудов: «Если волнуется, значит, есть что скрывать».

Самый действенный способ — профилактика. Лучше всего убивать сплетни в их зародыше. Так поступила специалист по предпечатной подготовке Алла Рожко, придя на работу в новом шикарном костюме известного бренда. Увидев завистливые взгляды сотрудниц, она не стала рассказывать, что это подарок любовника к годовщине знакомства. Вместо этого поспешила поинтересоваться мнением о своем прикиде у главной сплетницы в присутствии остальных.

При этом, как бы невзначай, сообщила, что давно собирала деньги на наряд и теперь смущается, не слишком ли он вызывающе выглядит. В результате обсуждение сотрудников свелось к хорошему вкусу Аллы и постоянно дорожающим вещам. Таким нехитрым способом девушка грамотно предупредила нежелательные вопросы и укротила неуместный полет фантазии своих коллег.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама