Экономика

торговля

Украину поставили на панель. Спор по автомобильным спецпошлинам решит ВТО

Вчера на заседании специального органа по разрешению споров между членами Всемирной торговой организации (Dispute Settlement Body, DSB) было одобрено создание экспертной панели касательно специальных пошлин на импорт автомобилей, введенных Киевом в апреле 2013 г. Панель выступит арбитром в урегулировании спора между Украиной, с одной стороны, и Японией, Евросоюзом и Россией, с другой. Напомним, 14 апреля будет ровно год, как в Украине действует пошлина в 6,46 % для иномарок с объемом бензинового двигателя 1‑1,5 л и в 12,95 % — с объемом 1,5‑2,2 л.

Спорщики

30 октября 2013 г. Токио выдвинула в адрес Киева обвинение из 11 пунктов касательно спецпошлин. В том числе было отмечено нарушение Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT), которое лежит в основе деятельности ВТО, и соглашения самой ВТО о защитных мерах (Agreement on Safeguards). В частности, Япония обратила внимание на то, что Украина, вводя пошлины, не опубликовала отчет с обоснованиями их введения и не провела предварительные консультации с членами ВТО. Помимо этих процедурных нарушений, по мнению Токио, «Украина ввела защитные меры выше тех, которые были необходимы для предупреждения или решения серьезной проблемы». В свою очередь Киев утверждал, что спецпошлины были вынужденной мерой для защиты украинских автопроизводителей от растущего импорта и сокращения отечественного производства автомобилей.

За обвинениями последовали консультации, к которым в ноябре присоединились две другие пострадавшие от украинских спецпошлин стороны — Евросоюз и Россия. Как говорится в заявлении Японии, которое рассматривалось на февральском заседании DSB, Япония провела две встречи с Украиной — 29 ноября и 21 января. На них, как рассказал ранее «Капиталу» уполномоченный правительства по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий, японцы и украинцы обсуждали аргументы Киева в пользу спецпошлин, а не пути урегулирования конфликта. «К сожалению, этим консультациям не удалось разрешить спор», — говорится в заявлении. Поэтому Токио, следуя регламенту ВТО, обратился в DSB с просьбой собрать специальную экспертную панель, чтобы разрешить конфликт.

Во время первого рассмотрения 26 февраля Украина отклонила предложение Японии о создании панели, но во второй раз, согласно регламенту DSB, панель была создана автоматически, несмотря на несогласие Украины. Как говорится во вчерашнем повторном заявлении Японии, имеющемся в распоряжении «Капитала», Токио рассчитывает теперь получить от Украины график отмены спецпошлин.

Со своей стороны, Украина, как следует из ее вчерашнего заявления, предпочла бы ограничиться дальнейшими консультациями, которые она, в отличие от Японии, называет «конструктивными и содержательными». Но она готова «отстаивать свои защитные меры перед панелью ВТО». Создание панели занимает 45 дней, после чего девять месяцев отводится на изучение ситуации, подготовку, предоставление всем сторонам финального отчета и его утверждение. Таким образом, согласно правилам работы DSB, вердикт будет вынесен приблизительно в феврале 2015 г. Затем, если последует апелляция, выполнение вердикта будет отложено еще на три месяца.

Игра на понижение

Украина настроена хотя бы частично сохранить спецпошлины на оставшиеся три года. Вчера заместитель министра доходов и сборов Виталий Науменко заявил, что Министерство экономического развития и торговли, которое курирует спецпошлины, допускает возможность снижения вдвое размера спепошлины на легковые автомобили с бензиновыми двигателями от 1 до 2,2 л. Такое намерение ведомства «Капиталу» подтвердил и Валерий Пятницкий. Ранее Киев также рассматривал вариант постепенного сокращения спецпошлин.

По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, в августе тогдашний премьер-министр Николай Азаров предложил Евросоюзу поэтапное снижение спецпошлин: на 30 % в конце первого года действия, еще на 30 % — через два года, обнуление — через три. Но европейцам предложение не понравилось — они не соглашались с необходимостью введения ограничений как таковых. Хотя с Японией, по словам Пятницкого, такой вариант во время консультаций даже не обсуждался.

Когда решение МЭРТ о двукратном снижении спецпошлин будет официально опубликовано, Токио сможет отозвать свои претензии к Киеву, если его удовлетворит постепенная либерализация. Однако, отмечает Пятницкий, для Японии этого может быть недостаточно: «Япония может идти до конца, потому что для нее важно создать прецедент решения спора, касающегося подобных процедурных нарушений в процессе введения защитных мер».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама