Думки

госфинансы

Разделение таможни и налоговой — развод по‑канадски?

В мире достаточно много примеров объединения таможенных и налоговых служб. Однако пример разделения только один — Канада, 2003 г.

Целью объединения налоговой и таможенной служб в 2013 г. было усиление контроля над предпринимательской деятельностью и увеличение налоговых поступлений. В результате было создано Министерство доходов и сборов — громоздкое и в определенной мере неуклюжее с операционной точки зрения учреждение. Распределение полномочий внутри министерства оказалось несовершенным, отдельные департаменты и руководители получили несвойственные им функции. Поэтому зачастую решения принимались неоправданно долго, а иногда требовали пересмотра.

Были и положительные результаты объединения: совместные налогово-таможенные проверки плательщиков, единое понимание норм законодательства, налаживание полноценного обмена информацией между обеими службами. Неправильное разделение служб может повлечь утрату этих положительных наработок.

Украина не первая страна, свернувшая свои усилия по слиянию налоговой и таможенной служб. Наиболее яркий пример такого опыта — Канада, разделившая в 2003 г. Агентство доходов и таможни, просуществовавшее в объединенном виде всего четыре года. Причем таможня была передана в ведение министерства общественной безопасности и гражданской обороны. В Украине наследниками Миндоходов станут сразу три службы (налоговая, таможенная и финансовых расследований), которые будут координироваться Минфином. Определенная степень интеграции при этом сохранится.
В процессе объединения ключевые подразделения (аудита, информационных технологий, борьбы с контрабандой) были отнесены к налоговому направлению, инфраструктурные объекты тоже были перетасованы. Таким образом, вопрос разделения людей и имущества может потребовать быстрого решения ряда проблем. Это создает практические трудности в процессе разделения.

Первый путь решения — вернуть эти подразделения таможне, второй — включение налоговой и таможенной служб в структуру Министерства финансов с равноправным распределением полномочий. При этом могут быть созданы общие для обеих служб подразделения. В них, например, могут войти подразделения аудита, информационных технологий, обслуживающие подразделения (кадры, бухгалтерия и т. д.).

И последнее. Уж если решение принято, разделение нужно провести как можно быстрее. При этом процесс не должен кардинально размежевать обе службы, как было ранее. Иначе бизнес вновь рискует оказаться между Сциллой и Харибдой, каждая из которых стремится взять свою «налоговую мзду», но общаться с напарницей отказывается наотрез.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама