Экономика

госфинансы

Кабмин ожидает от «Укрзалізниці» снижения доходов

Кабмин ожидает от «Укрзалізниці» снижения доходов
Падение грузооборота выведет динамику выручки компании в ноль
Фото: Алексей Солодунов

Кабинет министров утвердил финансовый план «Укрзалізниці» (УЗ) на 2013 год (копией располагает «Капитал»). Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Козак после заседания правительства в среду, согласно сведенному плану, в этом году доход монополии ожидается на уровне 55,412 млрд грн, а чистая прибыль — 511 млн грн. Напомним, что финплан УЗ на 2012 год предполагал доход на уровне 57,2 млрд грн и 496,4 млн грн чистой прибыли.

Финансовые ожидания

Согласно финплану структура доходов предполагает, что большая их часть (89,1 %) — 47,6 млрд грн — традиционно будет получена за счет перевозки грузов и пассажиров. Аналогичная сумма была заложена в плане 2012 года. В прошлом году «Укрзалізниця» не выполнила план, недополучив 100 млн грн.

Профильные аналитики скептически оценивают текущую смету, прежде всего, из‑за падения объемов грузовых перевозок в текущем году, которые являются основным профит центром УЗ. Грузооборот снижается из‑за спада экономической активности и, особенно, объемов транзита грузов, отмечает независимый транспортный эксперт Александр Кава. «Уже есть данные за первое полугодие, которые дают понять, что по итогам 2013 г. однозначно будет «минус», что означает недополученный доход и недополученную прибыль», — говорит он.

По итогам первого полугодия транзитные перевозки сократились на 24,5 % по сравнению с аналогичным показателем 2012 г, составив 17,4 млн т. Основные причины снижения транзитных грузопотоков — предоставление при перевозках в рамках Таможенного союза приоритетов его членам — России, Беларуси, Казахстану; развитие транспортной инфраструктуры стран-конкурентов и частичная переориентация российского транзита с украинских портов на собственные, а также на порты стран Балтии.

В попытках вернуть транзит Министерство инфраструктуры уже предложило разрешить «Укрзалізниці» предоставлять скидки на перевозку транзитных грузов в размере до 50 % от ставки тарифа. Сейчас компания, по согласованию с Мин­инфра­структуры, имеет возможность предоставлять дисконт в размере до 30 %. В настоящее время документ находится на согласовании с другими министерствами и ведомствами, уточнили «Капиталу» в Мининфраструктуры.

Кредиты и инвестиции

Зато капитальные инвестиции монополии, согласно финплану, в этом году сократятся более чем в два раза до 6,1 млрд грн. Это связано с прошлогодними капиталовложениями к Евро-2012, считает старший аналитик ИК «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. Из 6,1 млрд 4,3 млрд грн планируется привлечь в качестве кредитов. В частности, деньги будут направлены на внедрение скоростного движения на участке Гребенка — Полтава — Красноград — Харьков — Лозовая, проекты электрофикации направления Волноваха — Камыш — Заря — Пологи — Запорожье и Николаев — Колосовка.

Также планируется строительство железнодорожно-автомобильного моста через Днепр в Киеве и Бескидского тоннеля в Карпатах и ряд других проектов. В то же время экспертный департамент секретариата Кабмина выразил обеспокоенность по поводу обслуживания текущих кредитов УЗ, стоимость которых превышает средние показатели по банковской сфере. Так, Одесской железной дорогой был получен кредит в банке «Київська Русь» на сумму 25 млн грн под процентную ставку 30 % годовых и в «Укргазбанке» на 23 млн грн под 27 %.

По состоянию на начало 2013 года УЗ имела задолженность по кредитам в размере 18,6 млрд грн. Согласно финплану ожидается, что задолженность на конец года уменьшится до 17,8 млрд грн. В связи с этим Министерство финансов рекомендует «Укрзалізниці» оптимизировать кредитный портфель и сократить заимствования.

Также в экспертном выводе к документу Минфин указывает на превышение расходов по содержанию автотранспорта. В финплане текущего года для этих целей предусмотрено выделение 67 млн грн, что на 1,3 % превышает плановые показатели 2012 года и на 13,3 % фактические. В расчете на один автомобиль расходы составляют 96,8 тыс. грн или 8,1 тыс. грн в месяц. Кроме того, вопреки поручению президента, в финплане не предусмотрено выделение 400 млн грн на приобретение двухсистемных межрегиональных поездов отечественного производства.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама