Бізнес

альтернатива

Бизнес по расчету и зову сердца — в Украине набирает обороты социальное предпринимательство

Бизнес по расчету и зову сердца — в Украине набирает обороты социальное предпринимательство
Продажи Mercedes-Benz по всему миру бьют рекорды, но компания все равно проигрывает своим конкурентам —

От тысячи до десятков тысяч гривен прибыли готовы отдать иные предприниматели на поддержку тех, о ком государство устает заботиться или не беспокоится вовсе. Поэтому таких бизнесменов называют социальными. Деньги на зарплату и операционные расходы формируются в их организациях-компаниях из доходов, а прибыль они отдают на благотворительность. То есть они трудоустраивают себя и помогают людям.

Украинцы начали понимать, что заниматься социальным бизнесом выгодно — люди охотнее покупают продукт, прибыль от создания которого идет на благотворительность. За счет этого растет выручка.

Соцпредпринимательство, таким образом, нужно и государству как помощь в реализации социальной политики, и бизнесменам в качестве маркетинговой составляющей их деятельности. Кроме того, производителям и коммерсантам можно не думать о том, где взять средства на бизнес — гранты на такой вид деятельности дают с большой охотой.

Сладкая опека

Созданная в 2006 г. на деньги благотворителей общественная организация «Народная помощь — Львов» запустила проект «Социальное такси» (перевозка людей с особыми потребностями) и Центр интегральной опеки для женщин в кризисных ситуациях. Но деньги меценатов рано или поздно заканчиваются, а городские власти не спешат поддерживать некоммерческие проекты. В сентябре 2011 г. руководство приняло решение искать доход самостоятельно.

Уже 15 кофеен, работающих в дорогом сегменте заведений Львова и Киева, предлагают к чаю или кофе несколько видов печенья из пекарни «Горіховий дім». Их посетители не знают, что заказывают продукцию львовского социального предприятия, на прибыль которого частично содержится общественная организация «Народная помощь — Львов».

Чаще всего социальные предприниматели напрямую финансируют созданные ими же общественные организации. «Мы изначально создавали пекарню, чтобы заработать средства для содержания Центра интегральной опеки, — рассказывает исполнительный директор ОО «Народная помощь — Львов» Юрий Лопатинский. — Поэтому 50 % прибыли идет на эти цели. 30 % тратим на погашение кредита, а 20 % — реинвестируем».

Пекарня зарегистрирована как ЧП (частный предприниматель), у нее в штате четыре сотрудника-пекаря. Она платит единый налог, а прибыль перечисляет общественной организации в качестве благотворительного пожертвования, с которого не нужно уплачивать налоги.

Начальные инвестиции в пекарню составили € 8700. Их потратили на покупку оборудования, ремонт и аренду помещения на окраине Львова. «Деньги получили в виде безвозвратного гранта от австрийского министерства социальных вопросов и защиты прав потребителей», — говорит Лопатинский. Кредит социальные предприниматели взяли позже — на развитие.

В январе 2013 г. пекарня стала рентабельной. Но ее прибыли все еще недостаточно для покрытия всех нужд. «Мы еще ищем дополнительные источники финансирования расходов на социальные услуги: местный бюджет, гранты, добровольные пожертвования», — добавляет Лопатинский.

Вместо second hand

С небольшими вложениями создали свое социальное предприятие — киевский магазин одежды и книг «Ласка» — три энтузиастки. Он собирает вещи, которые бесплатно приносят киевляне, а затем продает по оценочной стоимости. Доход от продаж за вычетом арендной и заработной плат, а также уплаты единого налога, идет на благотворительность.

«Ласка» — это не second hand. Там продаются только новые вещи. А полученные старые сразу передаются благотворительным организациям. Таким образом, даже в месяцы, когда магазин работает без прибыли, организация все равно занимается благотворительностью. Среди «поставщиков» — молодые украинские дизайнеры и певица Джамала. Дополнительный заработок приносит мини-кафе, расположенное в холле.

Два года назад проект выиграл свой первый грант. «С тех пор мы пытались воплотить идею в жизнь — искали инвестиции, разбирались в законодательной системе Украины, параллельно вели продажу вещей через интернет», — говорит координатор «Ласки» Елена. В общей сложности на создание благотворительного магазина потратили около 40 тыс. грн. В апреле «Ласка» официально отпраздновала свое открытие.

«Пять лет назад, во время обучения в Лондоне, мы впервые столкнулись с благот­ворительными магазинами как с целым явлением, — вспоминает Елена. — Впечатление было настолько сильным, что через два года моя сокурсница Юля Титова рискнула открыть в России первый благотворительный магазин на территории СНГ».

Риск оправдался — общество поддержало социальный проект. Это, в свою очередь, дало толчок к действию для открытия благотворительного магазина в Киеве.

Учеба и труд

Поделиться опытом с «Лаской» могли бы во львовской общественной организации «Оселя». Она появилась в 2001 г. как общественное движение помощи бедным и бездомным людям.

Мастерская по мелкому ремонту и обтяжке мягкой мебели называется социальным предприятием не только потому, что ее прибыль направляется на обеспечение работы «Оселі». Ее сотрудники сами относятся к социально незащищенным слоям общества, и это облегчает привлечение грантов.

«Работа учебной мастерской в разное время поддерживалась различными фондами — USAID, Фондом развития карпатского еврорегиона, Украинским фондом социальных инвестиций и Фондом «Восточная Европа», — рассказывает сотрудница «Сообщества взаимо­помощи» ОО «Оселя» Марьяна Соха. По ее словам, общая сумма первоначальных инвес­тиций в мастерскую составила 142 тыс. грн.

Также работники «Оселі» оказывают погрузочно-транспортные услуги и выполняют различные хозяйственные работы. Оплата в этом случае производится в виде благотворительных взносов, с которых не нужно платить налоги. Через несколько лет после создания «Оселі» заработала ее сеть благотворительных магазинов — «старших братьев» киевской «Ласки».

Общий доход от всех видов деятельности «Оселі» в 2012 г. составил 770 214 грн. «Вся эта сумма была потрачена на социальные проекты организации, покрыв половину наших потребностей», — говорит Марьяна. Для реализации остальных социальных проектов, таких как уличная работа, социальное общежитие, рождественские ужины и пасхальные завтраки, пришлось привлечь спонсоров и благотворителей.

В уставе организации указано, что «средства и имущество, полученные в результате деятельности, используются для выполнения уставных задач организации», т. е. 100 % прибыли идет на благотворительность.

Социальное здоровье

Еще один пример социального предприятия — медицинский реабилитационный центр «Здоровье» в Новоазовске Донецкой области, предоставляющий скидки на лечение инвалидов, детей, пенсионеров и малоимущих слоев населения. Проект изначально имел социальную направленность и поэтому смог получить спонсорскую поддержку от гражданина Великобритании Грахама Прайса.

«За личные средства купили полуразрушенное здание. Затем заняли деньги для реконструкции здания и приобретения медицинского оборудования», — рассказывает директор и главврач «Здоровья» Людмила Черикова. Через пять лет организация вышла на самоокупаемость.

Сейчас персонал «Здоровья» составляет 20 человек. В год центр обслуживает более тысячи человек. Размер прибыли постоянно меняется и зависит от количества пациентов, но она всегда стопроцентно вкладывается в строительство и расширение здания. Дополнительно на развитие «Здоровье» привлекает гранты, кредиты, денежные займы от частных лиц под проценты от 12 % до 60 % годовых.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама