Економіка

налоги

Убыточная реформа. Предложения Минэкономразвития по изменению налоговой системы не нашли поддержки

Предложения Минэкономразвития по изменению налоговой системы не нашли поддержки
Фото: Евгений Мусиенко

Министерства так и не смогли согласовать позиции относительно предложений к концепции реформирования налоговой системы. На вчерашнем заседании рабочей группы при Министерстве экономического развития и торговли представители Министерства финансов, Министерства доходов и сборов, а также Министерства социальной политики разошлись в видении дальнейшего развития налогового законодательства. По информации издания, дискуссия развернулась вокруг вопроса снижения ставок НДС и сокращения количества налогов, запланированного правительством в рамках реформы системы налогообложения.

Спорные предложения

В подготовленном рабочей группой при Минэкономразвития документе (есть в распоряжении «Капитала») заложено снижение ставки НДС при расчетах между плательщиками до 7 % и до 17 % между неплательщиками. «Уменьшение налоговых поступлений от расчетов с плательщиками будет компенсировано за счет увеличения налоговых поступлений от добавленной стоимости при реализации товаров и услуг не­пла­тель­щикам», — считает руководитель профильной рабочей группы, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Валерий Пекар. По его мнению, предложенный сценарий позволит ликвидировать некоторые незаконные схемы при начислении НДС. Так, при ставке 7 % формирование фиктивного налогового кредита становится невыгодным, а при разнице ставок 7 % и 17 % невозможно будет сформировать его достаточный объем, отметил эксперт.

Правительство пока не выработало принципы реформирования системы налогообложения. Минфин предложил Минэкономразвития в процессе подготовки «дорожной карты» налоговой реформы сместить акценты на непрямые налоги

Кроме введения дифференциальной ставки НДС за последний месяц доработки, в документе появился и раздел о том, какие налоги, по мнению Минэкономразвития, надо упразднить. Речь идет о девяти сборах, которые суммарно генерируют 2 % доходов госбюджета, но требуют отдельного администрирования: туристическом, за первую регистрацию транспортных средств, за парковку, пользование радиочастотными ресурсами, на развитие виноделия, садоводства и хмелеводства. В списке претендентов на ликвидацию также сборы к целевой надбавке к тарифам на электроэнергию и природный газ, за загрязнение окружающей среды и ведение некоторых видов предпринимательской деятельности. Компенсировать недопоступления от сокращения налогов предлагается за счет расширения базы акцизного налога на электроэнергию и природный газ.

Профильное министерство предлагает также еще два шага в рамках налоговой реформы: сокращение ставок по Единому социальному взносу (ЕСВ) с 36,77 % до 18 % для тех плательщиков, которые увеличат в течение определенного срока фонд оплаты труда в два раза, и объединение всех фондов социального страхования в один.

Встречные аргументы

В Минфине и в Минсоцполитики инициативы Минэкономразвития приняли критически. По оценке Минфина, введение дифференциальной ставки НДС обойдется госбюджету недопоступлениями в 33  млрд грн, а в случае оптимизации численности налогов и сборов казна недополучит еще 1,1  млрд грн. В итоге общий объем поступлений в бюджет сократится на 2,3 % ВВП. По словам министра финансов Александра Шлапака, этот сценарий противоречит Директиве Евросоюза, которая предусматривает пониженные ставки налога только на отдельные жизненно необходимые товары или услуги. «В среднем размер основной ставки НДС в странах ЕС в 2014 г. составляет 21,5 %. При этом только в пяти из них ставка НДС ниже 20 %. Анализ ставок НДС свидетельствует, что подавляющее большинство европейских государств не меняло их размер, а некоторые даже увеличивали», — отметил министр. В частности, повышение ставки НДС (в среднем на 2 п. п.) состоялось в Чехии, Испании, Хорватии, Кипре, Нидерландах, Словении и Финляндии. В 2014 г. ставка НДС была снижена только во Франции — до уровня, который действовал в 2012 г. (с 20 % до 19,6 %).

Что касается сокращения количества сборов, то «поскольку в отдельных бюджетах доходы от них довольно значительны», Минфин предлагает предусмотреть компенсаторы ожидаемых недопоступлений. К примеру, с отменой сбора за первую регистрацию транспортных средств повысить акцизы на автомобили. А «упразднение» сборов за парковку или ведение некоторых видов хоздеятельности может иметь формальный характер — они просто получат статус платы за админуслуги.

Министр социальной политики Людмила Денисова раскритиковала инициативу уменьшения размера ЕСВ, которое поставит под угрозу финансовую стабильность фондов социального страхования. «Недополучение фондами средств от единого взноса приведет к возникновению задолженности по выплате материального обеспечения застрахованным лицам, дефициту бюджетов фондов, снижению уровня социальных гарантий работников», — убеждена она.

В результате Минфин предложил Минэкономразвития в процессе подготовки «дорожной карты» налоговой реформы сместить акценты и сосредоточиться на непрямых налогах. К примеру, на переносе налоговой нагрузки с труда и капитала на ресурсные и экологические платежи и дальнейшем пересмотре ставок платы за пользование недрами для тех полезных ископаемых, поступления от которых являются достаточно низкими, а добыча — рентабельной.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама