Економіка

регионы

Городские покровители

В Украине не хватает компаний-меценатов для поддержки городов

Реализация социальных проектов в городах, равно как и наполнение бюджета, — удел преимущественно крупного бизнеса. Компании перечисляют ежегодно десятки миллионов гривен на обновление городской инфраструктуры, поддержку учреждений здравоохранения и образования в городах, где работают их предприятия. Но таких городских покровителей в стране пока единицы. К тому же локализация крупных промышленных групп в нескольких регионах позволяет далеко не всем городам рассчитывать на материальное соучастие компаний-меценатов в жизни общин

В промышленных городах есть негласное правило — бизнес поддерживает горсовет, помогая с ремонтом дорог, а чиновники муниципалитетов по мере своих возможностей содействуют работе бизнеса. Вполне легальное взаимовыгодное партнерство, учитывая систематическую нехватку бюджетных средств для обновления коммунального хозяйства и городской инфраструктуры. Подобные точечные жесты доброй воли от бизнеса городам можно отнести к разряду благотворительности. Но за последние несколько лет бизнес развил этот формат помощи, оформив его в стратегические программы развития территорий. Отличие программ корпоративной социальной ответственности (КСО) прежде всего в их долгосрочности. Это позволяет городским властям прогнозировать те или иные расходы для нужд города. Второе отличие КСО от точечных вливаний средств на нужды городов — долгосрочный эффект, который оказывают проекты на территории их реализации. И в отличие от краткосрочных благотворительных инициатив, которые создают положительное впечатление о компании, проекты КСО помогают формировать положительную репутацию бизнеса.

Больше других в этом направлении продвинулись компании группы СКМ — ДТЭК и «Метинвест», которые, помимо социально значимых проектов в медицине и образовании, сделали акцент на развитии и поддержке предпринимательства на территориях своего присутствия. Их примеру следуют и другие. Например, в прошлом году в Group DF анонсировали намерения в рамках стратегии группы по корпоративной социальной ответственности развивать направления культурной дипломатии, продвигая имидж Украины за рубежом. Кроме того, компания намерена инвестировать в образование, в том числе с целью подготовки специалистов для своих предприятий, а также поддерживать экологические проекты, в первую очередь — моногородов, где присутствуют бизнесы Group DF.

Больше всего проектов реализуется в индустриально развитых районах страны. Впрочем, аграрные регионы нуждаются в проектах развития не меньше, в том числе и для возвращения молодежи в провинциальные городки. С этой проблемой столкнулся холдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) в 2009 году, строя птицефабрику в Ладыжине (Винницкая область). Несмотря на то, что работа фабрики предполагала рабочие места для местных, горожане поначалу были против компании. Ее обвиняли в порче дорог, жители также боялись подорожания жилья и ухудшения экологии в их районе. Чтобы убедить общину, в МХП взяли на себя ремонт дорог, причем не только на подъезде к фабрике. Также построили жилье для сотрудников, что позволило привлечь в город рабочую силу, отток которой происходил до этого.

Предел возможностей

Ежегодно суммы средств в социально значимые и инфраструктурные проекты, которые выделяют компании, увеличиваются. Причем чем больше город зависит от компании, тем больше будут инвестиции. Накануне об очередном соглашении с мэрией Кривого Рога объявила компания «АрселорМиттал Кривой Рог». В текущем году предприятие направит на нужды города 15 млн грн. Причем речь идет не о высокотехнологичных или образовательных проектах, а о направлениях, которые должны финансироваться из бюджета. В частности, 6 млн грн компания даст на благоустройство и ремонт дорог и сетей внешнего освещения, еще 3 млн грн — для разбивки сквера и оборудование в нем Wi-Fi зоны. Еще по 3 млн грн направят на капремонт троллейбусов и на проведение городских праздников. Подобное соглашение с властями города Комсомольское недавно подписал «Метинвест». В 2014 году предприятие направит 3,8 млн грн на развитие города. Средства получат учреждения здравоохранения и образования, будут газифицированы жилые дома, на улицах установят энергосберегающие светильники, также запланирован ремонт дорог. Зачастую компании реализовывают проекты для улучшения досуга горожан. В том же Кривом Роге «Метинвест» в прошлом году реконструировал сквер и каскадный фонтан, а также обустроил зону отдыха у воды. В Мариуполе компания помогла подготовить специализированный пляж с соответствующей инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями.

В рамках КСО наиболее крупные капиталовложения промышленных предприятий приходятся на проекты защиты окружающей среды. Причем зачастую эти проекты напрямую связаны с модернизацией оборудования предприятий. К примеру, еще в 2002 году компания «Оболонь» внедрила программу переработки использованной ПЭТ-тары, а в 2008 году запустила производство упаковочной ленты из переработанных бутылок. В компании говорят, что уже в прошлом году политика экологической ответственности дала результат — предприятия корпорации почти на 50 % уменьшили образования собственных отходов от производства продукции. На уменьшение вреда своих предприятий для экологии бизнес тратит баснословные средства. По данным «Метинвеста», в 2014 году они направят 3 млрд грн на природоохранные мероприятия, в том числе в рамках программы охраны и оздоровления окружающей среды Мариуполя, где работает два предприятия компании — ММК им. Ильича и МК «Азовсталь». Ожидается, что реализация программы приведет к сокращению выбросов обоих комбинатов в атмосферу более чем на 50 % и в воду — на 40 %.

Заботясь об окружающей среде городов присутствия, компании также проводят благотворительные акции, привлекая тем самым общественность. В этом году сотрудники «Бритиш Американ Тобакко Украина» высадили около 7 тыс. саженцев в Ичнянском национальном природном парке (Черниговская область). Подобные проекты «Бритиш Американ Тобакко» реализовывает по всему миру, высадив за последние 6 лет более 170 млн деревьев. В компании подсчитали, что озелененная ими площадь равна территории Бельгии.

Под лежачий камень

Привязка городов к одному регулярному донору чревата риском потери спонсора в случае проблем с его бизнесом. В компании ДТЭК предложили городам и их общинам более активно заботиться о своем будущем, начав формирование сети Агентств местного экономического развития (АМЭР). Подобные структуры функционируют по всей стране. Они могут быть как государственными, так и коммерческими. Но их суть одна — обучать и помогать развивать малый и средний бизнес в провинциальных городах. В 2010‑2013 гг проект по созданию АМЭР в небольшом городе требовал бюджет в 150‑200 тыс. грн. Чтобы агентство заработало, внешние консультанты помогали определиться с его структурой, поиском и обучением персонала, подготовкой бизнес-модели и бизнес-плана. На первый год работы самому АМЭР требуется порядка 150 тыс. грн. Причем для постоянной работы необходимо как минимум три источника финансирования — бюджетное, грантовое и средства от предоставления услуг. Есть ряд случаев, когда агентства местного экономического развития создавались по инициативе грантодателей. Ими были в том числе структуры, которые не находились на территории, но по той или иной причине были заинтересованы в ее развитии. Однако по окончанию грантовых средств работа агентства прекращалась. В связи с этим важный источник поступления такой структуры — пассивные доходы агентства, например, проценты, полученные от размещения временно свободных средств на банковских депозитах. Это могут быть также средства грантов до момента их использования, средства фонда микрокредитования. Последние предоставляют в городах услуги возвратной финансовой помощи. Это дает предпринимателям возможность расширить деятельность, а агентству — получить дополнительные средства в свой бюджет. Оптимальным для небольшого города является размер фонда в 1‑5 млн грн. В средних и крупных городах подобных фондов может быть несколько, причем с отраслевой направленностью. Возвратная помощь предоставляется без залога, но при обязательном выполнении условий фонда. Возмещение за пользование займами варьируется от 5 % до 10 % годовых. Подобные структуры успешно работают в странах Евросоюза. В 2011 году представители органов местного самоуправления городов Ладыжин, Добротвор и Бурштын после обучающей поездки в институции местного развития в Польше смогли убедить руководство своих городов поддержать создание агентств. Уже в 2012 году в этих городах при АМЭР начали работать фонды по предоставлению возвратной финансовой помощи. За первый год было выдано около десяти займов до 100 тыс. грн. Агентство Каменка-Бугского района в первый год работы смогло привлечь финансирование под несколько проектов более 146 тыс. грн. В частности, 60 тыс. грн дали на открытие цеха по переработке молока в поселке Добротвор (создано шесть рабочих мест) и 30 тыс. грн для бизнес-инициативы по разведению и продаже рыбы.

Работа АМЭР позволяет ставить долгосрочные цели развития территорий. Примером цели может быть увеличение количества поступлений в местный бюджет от малого и среднего бизнеса на определенный процент до определенного года. А индикатором выполнения будет размер налоговых поступлений, количество малых предприятий, созданных при поддержке агентства и размер их оборота.

 

Городам нужна свобода

Владимир Удовиченко,
мэр г. Славутич, президент ВО «Клуб мэров Украины»

— Какой формат взаимодействия с бизнесом выбрали в Славутиче?

— Если нет системной работы, нельзя построить действующую эффективную модель государственно-частного партнерства. У нас в Славутиче такая система работает еще с 1994 года. В то время были созданы агентство по развитию бизнеса, бизнес-инкубатор, фонды микрокредитования. Могу без преувеличения сказать, что наша система партнерства общины, властей города с бизнесом является одной из лучших не только в Украине, но и Восточной Европе. Это подтверждается соответствующими сертификатами.

— Какие проекты реализовываете в рамках такого партнерства?

— В свое время был реализован проект свободной экономической зоны. В итоге поступления в бюджеты разных уровней в четыре раза превысили преференции, которые были предоставлены государством для того, чтобы в городе появлялись предприятия. Тогда это делалось, чтобы компенсировать рабочие места, потерянные ввиду досрочного закрытия блоков Чернобыльской АЭС. Сейчас мы продолжаем многие проекты. Но делаем это в ситуации, когда государство слишком централизовано, когда на уровне местной власти не все можно реализовать и решить самостоятельно. В Славутиче система начальной поддержки малого и среднего бизнеса продолжает работать в сложных условиях. Не всегда город с учетом своей специфики может поддерживать предпринимательство. К примеру, есть проблема с тарифами на электроэнергию. Сегодня для предприятий они гораздо выше, чем для населения. В связи с этим мы делаем акцент на проектах альтернативной энергетики. Последний наш проект был в сфере «зеленой энергии». С международной лизинговой компанией Беларуси построили котельную мощностью 10,5 МВт на три котла. Таким образом мы полностью обеспечили бюджетную сферу и бизнес. К сожалению, на государственном уровне нет мотивации и стимулов для реализации подобных проектов. Ведь у нас нет возможности учитывать разницу в тарифах при использовании альтернативных источников. Тогда как на газ и уголь такая компенсация есть.

— То есть государство не стимулирует развитие отношений города и бизнеса?

— Государственно-частное партнерство в сфере энергосбережения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуально и имеет большую эффективность. Только мы знаем, что бизнес пойдет на сотрудничество, понимая свою выгоду. Опять‑таки это вопрос окупаемости при тарифах с инвестиционной составляющей. Никакую реформу ЖКХ мы не проведем без партнерства с бизнесом. Сегодня, чтобы привести ЖКХ в нормальное состояние, нужны колоссальные средства, которых нет в бюджетах всех уровней. К тому же есть проблема, что сегодняшнее поколение бизнеса, особенно малого и среднего, хочет заработать все и сразу, не прикладывая при этом особенных усилий. Но я надеюсь, что это изменится в процессе, когда социальная ответственность компаний будет повсеместной, когда люди не будут негативно настроены против бизнеса, который заходит работать в их город. Отношение к бизнесу, который берет на себя ответственность и создает рабочие места с достойной оплатой и условиями труда, будет иным.

 

Ты мне — я тебе

Павел Козырев,
мэр г. Украинка, председатель Ассоциации малых городов Украины

— Украинка — небольшой городок. Местные предприниматели поддерживают его развитие?

— Примеров сотрудничества города с бизнесом у нас много. Летом местные предприниматели приобщаются к обустройству набережной. В обмен на то, что мы даем бизнесу возможность развернуть летние кафе, они финансируют уборку набережной, оплачивают ее патрулирование, дают средства на установку общественных биотуалетов. Раз в неделю при поддержке предпринимателей и силами Дворца культуры проводится концертная программа. Таким образом, мы получаем активную парковую зону с необходимой инфраструктурой для горожан и гостей нашего города. Еще одни пример — это регата на День города. Событие привлекает в Украинку много туристов, что создает положительный имидж в совокупности с другими проектами. Мы поставили стратегическую задачу со временем стать украинской Юрмалой и уверенно движемся к этой цели, в том числе и с точки зрения узнаваемости.

— Есть ли долгосрочные проекты с бизнесом?

— У нас есть градообразующее предприятие — электростанция. Они с нами работают по социальным проектам, хотя это сотрудничество не формализовано в договоры. Активно развитию города помогают еще несколько достаточно крупных предприятий, которые вместе с горсоветом интенсивно участвуют в социальных проектах. В капитальных проектах, вроде ремонта дорог, как правило, это сотрудничество редко проявляется. Больше — в участии в подготовке праздников, предоставлении помощи школам. Компании-застройщики заинтересованы в развитии города, они помогают нам в реализации социальных проектов, ведь любое повышение качества жизни в Украинке ведет к капитализации квадратного метра продаваемого жилья.

 

Пример Мариуполя

— Зачем бизнесу заниматься развитием городов? Какова мотивация предприятий?

Энвер Цкитишвили,
генеральный директор МК «Азовсталь»

Бизнес — это не какое‑то абстрактное понятие. Он состоит из людей, делается людьми и для людей. От того, как ты его делаешь, и зависит «устойчивый успех». Понимая, что развиваться устойчиво в вакууме невозможно, за последние пять лет только в развитие Мариуполя мы вложили более 100 млн грн. Содержание и ремонт социальных объектов, помощь школам, ремонт дорог, приобретение городского транспорта, ремонт и закупка оборудования для медицинских учреждений, благоустройство и озеленение улиц, парков, дворов и многое другое — то, что меняет город к лучшему. Сколько проблем в Мариуполе осталось бы нерешенными, если бы бизнес думал только о прибыли? С 2006 года «Азовсталь» финансирует реконструкцию городской больницы № 4. Уже более 12 млн грн целенаправленно вложено в это медицинское учреждение. Как бы ни было сложно, мы стараемся поэтапно поднимать зарплаты, сохраняем рабочие места, предоставляем хороший социальный пакет сотрудникам. Устойчивое развитие как раз и ориентировано на сохранение баланса между финансовыми показателями и общественной пользой.

Юрий Зинченко,
генеральный директор ММК им. Ильича

Все верно, металлургические комбинаты и Мариуполь — это одно целое. Росли заводы — рос и развивался наш город. В этом году мы на на треть увеличили финансирование программы социального партнерства. Город получил 31 млн грн, благодаря которым будет закрыт ряд проблемных вопросов, в том числе улучшено транспортное сообщение между отдаленными районами. Устойчивое развитие — это стратегия будущего. Мы занимаемся металлургией серьезно, строим планы развития не на неделю или месяц, а на годы вперед. Нельзя построить успешную компанию, не думая о людях.

— Какие проекты реализуются в экологической сфере?

Энвер Цкитишвили: В 2012 году было принято решение закрыть на «Азовстали» три устаревшие коксовые батареи, остановить работу аглофабрики и перенести производство агломерата на ММК им. Ильича. После этих мер экологическая ситуация в Мариуполе стала заметно улучшаться. Практически на треть сократились выбросы в атмосферу. Так лучше всяких слов мы дали понять, что комбинаты слышат простых жителей и готовы к диалогу. Сегодня мы открыли двери предприятий и постоянно проводим экскурсии для общественности, нам нечего скрывать. Мы хотим, чтобы люди сами все увидели и получили подтверждение наших намерений улучшить экологию. Мы очень тесно взаимодействуем с общественными экологами и реагируем на их замечания и предложения. Действуем поэтапно, но целенаправленно.

Юрий Зинчено: Аглофабрика комбината им. Ильича до сих пор является крупнейшей в Европе. В то же время на долю этого подразделения приходится больше всего выбросов предприятия. Еще на этапе разработки Программы охраны и оздоровления окружающей среды Мариуполя до 2020 года мы взяли на себя обязательство провести полную реконструкцию очистных систем в цехе агломерации. А сегодня уже двигаемся к практической реализации проекта. Менее полугода назад был заключен договор с ведущим производителем промышленных фильтров, итальянской компанией Termokimik. Фактически в сугубо экологический проект будет инвестировано около $ 220 млн. После реконструкции выбросы пыли и оксидов серы от зоны спекания сократятся на 85 % и 30 % соответственно, а выбросы пыли от зоны охлаждения — на 90 %. Согласно нашим обязательствам перед общиной, мы выполним этот проект до 2020 года.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама