Мнения

реформы

Налоговый компромисс — разовое малоэффективное упражнение

Вокруг законопроекта о применении налогового компромисса развернулась нешуточная дискуссия. Бизнес посчитал завышенными первоначально установленные 15 % от суммы неуплаченных налогов, требуя их снижения хотя бы до 10 %. Правительство всерьез заявляет, что применение налогового компромисса позволит бизнесу начать работать с чистого листа, не прибегая в дальнейшем к схемам уклонения от налогов.

Мне представляется, что компромисс относительно приемлемого размера ставки может быть найден. Кроме того, окончательный текст законопроекта, возможно, будет содержать более реалистичные сроки прохождения самой процедуры (первоначально — всего 60 дней). Все это сможет сделать налоговый компромисс оправданным для ряда украинских предприятий и даст возможность государству пополнить бюджет на несколько миллиардов гривен в этом году. Тем не менее этот результат будет иметь мало общего с задачей выстроить прозрачные отношения между бизнесом и государством.

Без реформы существующей системы налогообложения предприятий налоговый компромисс — пусть и не бесполезное, но лишь разовое и малоэффективное упражнение. Возможность заплатить лишь часть незадекларированных ранее налогов может быть заманчивой для руководителей и собственников многих предприятий, как своеобразная индульгенция от административной и уголовной ответственности за последние три года. Но налоговый компромисс не является мостиком к жизни с чистого листа.

Отказ от схем уклонения от налогов для большинства предприятий будет означать критичную потерю конкурентоспособности. В условиях экономического спада попытка поднять цены, чтобы сохранить рентабельность, обернется потерей рынка и банкротством. В выигрыше останутся предприятия, которые проигнорируют налоговый компромисс и сделают ставку на свою способность договариваться с чиновниками, решая проблемы по мере их поступления.

Без изменения принципов системы налогообложения бизнес не поверит в готовность государства к прозрачным и открытым отношениям. От цепочки «высокие налоги — схемы уклонения — коррупционное решение проблем» мы должны прийти к последовательности «низкие налоги — неотвратимое наказание за неуплату». В последнем варианте заинтересован бизнес, но не чиновники при их уровне зарплат.

Поэтому реформа системы налогообложения неотделима от реформы неэффективного и имеющего неправильную мотивацию аппарата госуправления. Задача, безусловно, не из легких. Однако в истории каждой страны бывают моменты, когда кардинальные реформы, несущие сложности сейчас ради выгод в будущем, могут быть поддержаны бизнесом и обществом. Мне кажется, именно такой момент переживает сегодня Украина. Нужно ловить момент.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама