Економіка

перспективы

Машиностроение в первом полугодии обвалилось почти на 20 %. Во втором ситуация не улучшится

Машиностроение в I полугодии обвалилось почти на 20 %
В цехах «Лугансктепловоза» стало темно и безлюдно — предприятие остановилось из-за отсутствия электричества
Фото: PHL

Машиностроение Украины продолжает сдавать позиции. По данным Государственной службы статистики, в январе-июне наблюдался очередной спад производства в отрасли — на 18 % к аналогичному периоду 2013 г. Винов­ник — Россия, основной зарубежный потребитель продукции украинского машиностроения.

Российское влияние

Чем больше украинское предприятие отправляет продукции в РФ, тем болезненнее по нему бьет политика сокращения закупок наших товаров этой страной, говорит старший аналитик компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. Как показывает статистика, наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении (–32,5 %). Особенно это касается производства железнодорожного транспорта (–55,3 %). Например, в 2013 г. в Россию отправлялось 71 % всей экспортной продукции для железных дорог. Впечатляет также динамика уменьшения выпуска грузовых вагонов. По данным Госстата, в первом полугодии 2014 г. предприятия этой подотрасли изготовили всего 3,5 тыс. вагонов, в то время как мощности вагоностроителей составляют около 38 тыс. вагонов в год.

«Дело не в ограничении ввоза и росте напряженности украинско-российских отношений, — уточняет замдиректора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Сергей Поважнюк. — РФ существенно сокращает инвестиции в инфраструктурные проекты, которые предусматривали приобретение украинской машиностроительной продукции». В частности, по его словам, «Российские железные дороги» в текущем году сократили инвестиционную программу на 16 % — с 467 млрд руб. до 392 млрд руб. (если учесть 10 %-ю девальвацию рубля к доллару, снижение инвестпрограммы получится более существенным). Это повлияет на закупки тепловозов «Лугансктепловоза». Насыщен также и российский рынок грузовых вагонов, что резко снизило спрос на продукцию украинских вагоностроителей: Крюковского, Стахановского ВСЗ, «Днепровагонмаша», «Азовмаша». Федеральная сетевая компания (оператор электросетей России) — покупатель украинских трансформаторов «Запорожтрансформатора» — сократила согласованную в прошлом году инвестпрограмму на 2014‑2019 гг. на 43 %: с 620 млрд руб. до 354 млрд руб.

Пострадало от падения заказов и Сум­ское НПО им. Фрунзе. В нынешних условиях первоочередная задача, которую ставит перед собой руководство предприятия, — заполнить образовавшийся вакуум в портфеле заказов, говорят на заводе. Россия снизила объем заказов на НПО с 65 % до 15 % в 2014 г. В результате потери составили $ 350 млн. «Мы планомерно двигаемся на новые рынки. Предприятие уже получило предварительную квалификацию в качестве поставщика товаров и услуг в таких странах, как Саудовская Аравия, Индонезия, Ирак, Таиланд, Катар. Аналогичную процедуру проходим в Малайзии. Ведем также переговоры о вариантах сотрудничества с Польшей, Турцией, Бразилией и другими странами. Кроме того, сертифицируем нашу продукцию на соответствие стандартам, которые действуют не только в Европе, но и по всему миру», — рассказывает генеральный директор ПАО «Сумское НПО им.  Фрунзе» Алексей Цымбал.

Кто устоял

Примечательно, что смогли устоять и даже нарастить показатели два направления машиностроения. И как раз потому, что меньше прочих подотраслей зависели от поставок в Россию. В 2013 г. доля РФ в экспортных поставках украинского электрооборудования составляла всего 35 %. Относительно низкая зависимость от экспорта в эту страну позволила данному сегменту показать 11,7 % роста производства в январе-июне 2014 г.

с $ 4 млрд до $ 27 млрд смогла нарастить Турция поставки своей машиностроительной продукции в ЕС с 2000 по 2007 г.

Наблюдается позитивная динамика и в выпуске оборудования для металлургической отрасли. Этот сегмент показал рост 6 % в первом полугодии благодаря диверсификации географии продаж, говорит Андрейченко. Например, еще по итогам пяти месяцев 2014 г. в производстве прокатных станов и валков к ним суммарный экспорт удалось сохранить. И это притом что доля поставок в Россию упала в указанный период с 66 % до 47 %. Предприятия подотрасли нарастили поставки своей продукции в Италию.

Относительно хорошие показатели у компании «Мотор Сич», которая сумела сохранить поставки в Россию, несмотря на все запреты. Предприятие имеет стабильный спрос, поскольку российские производители не способны в ближайшее время наладить самостоятельный выпуск компонентов, за которые сегодня отвечает «Мотор Сич». Сказывается и нехватка производственных мощностей, и высокая технологичность производственных процессов, которая требует большего времени на освоение технологий и обучение необходимых кадров. «В итоге в долларовом исчислении выручка предприятия в первом полугодии упала всего на 4 % — до $ 455 млн. Но прибыль при этом выросла на 48 % — до $ 149 млн. Помогла девальвация гривни, которая увеличила экспортную выручку, но в меньшей степени повлияла на гривневые издержки производства», — отметил Андрейченко.

Позитивная динамика наблюдается и у «Турбоатома». Его выручка в первом полугодии выросла на 7 % — до $ 101 млн, а прибыль взлетела в 2,6 раза — до $ 66 млн. На продукцию этой компании существует сильный внутренний спрос со стороны энергогенерирующих предприятий. Доля экспорта у «Турбоатома» достигает 49 %, поэтому влияние торговых войн с Россией сказывается на нем меньше. Кроме того, уникальность продукции производителя снижает риск ее замещения на российском рынке, полагают эксперты.

Доля поставок в РФ не превышает 30 % экспорта и у николаевской компании «Зоря» — «Машпроект» (производит силовые установки для кораблей). Это позволит предприятию и в дальнейшем относительно спокойно пережить снижение поставок в Россию за счет широкой диверсификации поставок, считает Поважнюк.

Прогнозы

В целом во втором полугодии показатели машиностроительного производства существенно не изменятся, полагают опрошенные эксперты. Хотя темп падения за 2014 г. к прошлому году, скорее всего, замедлится из‑за низкой базы сравнения во втором полугодии 2013 г., подчеркнул Андрейченко. По его мнению, на плаву останутся предприятия с низкой зависимостью от российского рынка. А также те, у которых конкурентная позиция защищена либо долгосрочными контрактами (как у «Мотор Сич»), либо высокой технологичностью и уникальностью продукции (как у компаний «Мотор Сич», «Зоря» — «Машпроект», «Турбоатом»).

При сохранении напряженности в торговых отношениях Украины и России не стоит ожидать особого оживления в секторе вагоностроения. Вселяет надежду тот факт, что к концу года могут пройти тендеры на поставку грузовых вагонов для «Укрзалізниці», которые немного поддержат вагоностроителей. Хотя заместить те объемы поставок, которые традиционно приходились на Россию (а это 80 % производимого вагоностроителями), внутренним спросом будет невозможно, уверены аналитики.

В автомобилестроении в конце первого полугодия наступил серьезный кризис, связанный со спадом потребительского спроса из‑за военных действий, девальвации гривни, экономической и политической неопределенности. Есть надежда, что по мере урегулирования конфликта на востоке, спада политической неопределенности после выборов в Верховную Раду и нормализации экономического состояния страны потребительский спрос постепенно будет восстанавливаться к концу года. В любом случае такого значительного обвала продаж автомобилей, который наблюдался на пике девальвации в апреле-мае, в ближайшее время не предвидится, прогнозирует Андрейченко.

Использовать ресурс ЕС

Украинским машиностроителям следует использовать возможности зоны свободной торговли с Евросоюзом, считает Поважнюк. Получить доступ на европейский рынок производителям будет нелегко — надо инвестировать в сертификацию и улучшение качества выпускаемой продукции, обратил внимание эксперт. Но в то же время надо понимать, что рынок ЕС огромный. И чтобы на него попасть, необходимо кооперироваться с европейскими производителями. «Показательным является опыт Турции. Эта страна фактически с нуля, не имея такого кадрового потенциала, как Украина, смогла нарастить поставки своей машиностроительной продукции с 2000 по 2007 г. почти в семь раз — с $ 4 млрд до $ 27 млрд», — напомнил собеседник издания.

Примеры такого сотрудничества в Украине есть — в частности, СП с чешкой Skoda по производству электровозов. В 2005 г. ГП «Антонов» планировало создавать совместное предприятие с Airbus, что позволило бы нашей компании выйти на европейский рынок гражданской авиации. Проект не был осуществлен, но его можно попытаться возобновить. Необходимо воспользоваться кредитом доверия ЕС, чтобы дать жизнь проектам, которые снизят зависимость украинских машиностроителей от поставок в РФ и сделают их более устойчивыми на мировых рынках.

Завантаження...
Комментарии (2)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Анна Серова 18 августа 2014, 16:37

Вот эффективность олигархической власти, которая сконцентрирована на пиаре и решение своих проблем, а не проблем страны. Если бы прислушались к антикризисной программе КПУ сейчас бы появлялись новые рабочие места и подъем экономики, а не то что мы наблюдаем.

-1
Сергей Ткаченко 18 августа 2014, 12:30

Нет, главный виновник падения экономики - наша власть, которая руководствуясь указаниями МВФ, Штатов и ЕС принимает решения, вводит санкции, не думая о будущем страны. Россия запретила экспорт наших авто и куда их теперь продавать будем, в Америку, пусть они от своих Шевроле и Фордов откажутся и на наши Део сядут?! Но виноваты не только "демократы", а их предшественники, комми еще в 2011 году Антикризисную программу разработали и выступали с требованиями развивать высотехнологические и наукоемкие отрасли, чтобы наша продукция была конкурентоспособной.

1
реклама
реклама