Автомобили после введения спецпошлин подорожали, зато подешевели автокредиты

Автомобили после введения спецпошлин подорожали, зато подешевели автокредиты
По данным компании AUTO-Consulting, за март в Украине было продано почти 20 тыс. импортных легковушек, что на 60 % больше, чем в феврале
Фото: Иван Черничкин

Повышение налога на ввоз иномарок в Украину все же произошло. На выходных пошлины увеличились на 6,46 % и 12,95 % для машин с объемом двигателя 1‑1,5 л и 1,5‑2,2 л соответственно. Конечно, цены не взлетят мгновенно, однако в итоге подорожания не избежать. В минусе есть и плюсы: на фоне резкого увеличения спроса на автомобили банки пересмот­рели кредитные программы, снизили процентные ставки и «растянули» сроки кредитования.

Базарный день

Такого всплеска продаж, как в марте и апреле, наши автосалоны не видели с начала кризиса. «За месяц на одних процентах я заработал столько, сколько обычно зарабатываю за квартал, — хвастается старший менеджер по продажам одного из автосалонов Луганска Евгений Красоткин. — Даже в будние у нас зачастую не было ни одного свободного продавца, клиенты шли сплошным потоком и покупали почти все, что стояло на витринах». По данным компании AUTO-Consulting, за март в Украине было продано почти 20 тыс. импортных легковушек, что на 60 % больше, чем в феврале.

Эксперты объясняют рост покупок двумя факторами. Во-первых, продажи автомобилей традиционно увеличиваются с началом весны. Во-вторых, спрос подхлестнуло нашумевшее решение Межведомственной комиссии по международной торговле, согласно которому уже с 14 апреля импорт легковых авто в Украину обложен новыми заградительными пошлинами. Цель такого решения: сделать отечественный автопром более конкурентоспособным по сравнению с мировыми производителями. Но ближайшим последствием станет подорожание самых популярных среди покупателей иномарок.

Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) подсчитала, что машины с двигателем 1‑1,5 л вырастут в цене из‑за пошлин на 7,8 % (6,46 % сама пошлина + 1,3 % НДС с нее), а стоимость более мощных авто с двигателем 1,5‑2,2 л увеличится на 15,6 % (12,95 % пошлины + 2,6 % НДС). По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко, в начале весны импортеры и дилеры постарались ввезти в страну максимально возможное количество автомобилей «рисковых» категорий. Однако с учетом активности покупателей запасов хватит ненадолго.

Жажда скорости

Учитывая невысокую покупательную способность украинцев, к «автомобильной распродаже» быстро подключились банки. По данным «Простобанк Консалтинга», за месяц процентные ставки по кредитам на новые иномарки снизились на 1,5 %, а количество кредитных программ в банках-лидерах увеличилось на 140 шт. (от 10 до 30 новых программ по каждому сроку кредитования). «На волне спроса финучреждения по понятным причинам стремятся расширить выдачу кредитов, но в данном случае к ужесточению конкуренции привело прежде всего давление со стороны кредитных и лизинговых программ, субсидируемых автопроизводителями, дилерами и импортерами», — анализирует директор по продажам компании «КредитМаркет» Денис Раковский.

Действительно, первыми в ход пошли именно партнерские программы, условия которых гораздо привлекательнее, чем обычный кредит в любом банке на покупку понравившегося авто. Однако сейчас, по словам Раковского, финансисты также намерены расширять собственное (несубсидируемое) автокредитование, поэтому активно смягчают условия по таким займам. К примеру, снизился один из самых консервативных критериев — размер первоначального взноса. По данным «Простобанк Консалтинга», сегодня автокредит с авансом на уровне 25 % или ниже предлагают более половины (28) финструктур из числа крупнейших.

Банкиры утверждают, это не просто голословные декларации. «Взять такой кредит на покупку авто реально и проще, чем год назад, — говорит начальник управления развития и продажи продуктов банка «Национальный кредит» Борис Шарипов. — Финучреждения сейчас проактивны в части кредитования, автокредиты в период кризиса показали себя с хорошей стороны». Объем проблемной задолженности по таким займам оказался ниже среднерыночных показателей, а продажа залогов, изъятых у неплательщиков, не вызывала столько трудностей, как недвижимость. Поэтому кредитование покупки авто сегодня стоит на первом месте среди залоговых потребительских кредитов.

Конечно, большинство клиентов автосалонов предпочитают «распотрошить» свои сбережения, дозанять недостающую сумму у друзей и не попадать в банковскую кабалу. Однако в целом расчет сделан банками правильно. Харьковчанин Вадим Зеленюк пришел в салон с другом, у которого на тот момент была на руках вся сумма для покупки, его уже ждал менеджер и выбранное авто. «Пока оформляли покупку, банковский представитель уговорил меня на кредит, — делится Зеленюк. — Решающим стал аргумент грядущего подорожания и низкий первоначальный взнос, на который как раз хватило моих личных сбережений».

Плата за проезд

У Credit Agricole есть много совместных инициатив с автопроизводителями и дилерами. На все автомобили первоначальный взнос не опускается ниже 10 %, а ставки по кредитам на срок от пяти лет и выше приближаются к рыночным. Тем не менее выгода для заемщиков все равно есть. «Я купил Mazda 3 этого года за 170 тыс. грн, и аванс (15 %) со всеми расходами, включая каско, составил 35 тыс. грн, — не нарадуется Зеленюк. — У меня на тот момент было еще $ 6 тыс., и я вполне вложился и даже оставил часть денег на подстраховку ежемесячных платежей по кредиту».

Ставка по кредиту на пять лет с таким взносом в Credit Agricole достигает 16,9 % для автомобилей Mazda и плюс-минус 1 % для других марок. А вот по кредиту на год переплата за ту же Mazda составит всего 8,8 % при условии 15 % аванса и 6,1 % при первом взносе в размере половины стоимости авто. «Безусловно, кредитный продукт с низким авансом и большим сроком займа обходится дороже, — отмечает директор по автокредитованию и развитию партнерства Альфа-Банка Давид Янус. — Это связано с тем, что у финучреждения возникают повышенные риски». Но банкиры идут на выдачу таких займов, если заемщик имеет постоянное официальное место работы и стабильный ежемесячный доход в два раза выше, чем сумма кредитного платежа.

Кстати, в Альфа-Банке кредит на иномарку можно оформить без первого взноса. Ставка на пять лет будет такой же, как в Credit Agricole — 16,9 %. Безавансовые займы на машину можно получить в ПриватБанке (20,88 %) и Укрсоцбанке (19 %, плавающая ставка). Остальные финансовые структуры согласны дать денег на автомобиль пусть с минимальным (от 9 % и выше), но все‑таки взносом. При этом средняя ставка пятилетних кредитов, по данным «Простобанк Консалтинга», сегодня 19‑20 %. Но как показывает практика, вполне реально найти более выгодные условия (16‑17 %), причем без партнерских программ и привязки к конкретным машинам и точкам продаж.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама