Бізнес

оптимизация

Ритейлеры оптимизируют бизнес. Так сети реагируют на отказ потребителей от импорта

«Фуршет» уменьшит площадь своих магазинов
Дорогая рыба махнула потребителям хвостом
Фото: Алексей Солодунов

Продовольственные магазины «Фуршет» в Украине станут меньше. Компания планирует сократить площадь помещений с 2,5‑3 тыс. кв. м до 1,5 тыс. кв. м, рассказал «Капиталу» председатель наблюдательного совета и совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко. «Оптимизация коснется только арендованных площадей, где нам удастся договориться с арендодателями», — пояснил он и добавил, что около 60 % объектов сети работает в съемных помещениях.

Согласно официальному сайту компании, сегодня ритейлер развивает сеть из 114 торговых точек, из которых 104 расположены в Украине, а 10 — в Молдове. По оценке управляющего партнера консалтинговой компании Retainet Александра Ланецкого, средняя площадь магазина сети «Фуршет» сейчас составляет 2,5 тыс. кв. м. «На оптимизацию [ремонт, изменение условий поставок, инвентаризацию товарных остатков] нужно потратить $ 2‑3 млн», — подсчитывает эксперт.

Покупатели экономят

Оптимизация сети — вынужденный шаг, объясняет свое решение Баленко. К этому подтолкнули падение продаж в натуральном выражении, в частности, снизилась реализация импортной продукции. «Наш ассортимент сократился, и магазины не нуждаются в таких площадях», — заключает он.

О переориентации спроса на дешевые товары говорят и другие ритейлеры. По словам совладельца продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Бориса Музалева, с января по август его магазины продали на 40 % (в денежном выражении) меньше иностранной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Зато реализация социальных групп товаров (наценка на продуктах устанавливается государством и не может превышать 15 %. — «Капитал») выросла примерно на 5 п. п. — до 30 % в структуре товарооборота (в денежном выражении).

Экономность потребителей связана с подорожанием продуктов питания примерно на 15‑30 % в зависимости от группы товаров. Генеральный директор группы компаний «Край» (сеть гипермаркетов «Країна», супермаркеты «Край») Виталий Коба рассказывает, что с января по август обороты в гривне выросли только на 5 %.

Существующая тенденция ухудшает финансовое положение продовольственных магазинов, которые зарабатывают на непродовольственных группах товаров, а также на продовольствии, которое не подпадает под госрегулирование, — алкогольные напитки, оливковое масло, консервы и пр. На этих товарах ритейлеры устанавливают высокую наценку — 50‑100 %.

Замену не найти

Переговоры с арендодателями у «Фуршета» будут непростые, считает эксперт по коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. Он поясняет, что если в Киеве найти нового арендатора на помещения площадью 1‑1,5 тыс. кв. м еще можно, то в регионах — сложно.

Оптимизировать бизнес вынуждены будут и другие ритейлеры, уверен Ланецкий. «Сети закроют все нерентабельные магазины, расположенные в первую очередь на востоке страны», — прогнозирует он и добавляет, что сначала игроки пересмотрят ассортимент. Коба говорит, что группа компаний «Край» уже приступила к этому процессу. «Мы выводим из ассортимента ту продукцию, которая плохо продается», — подтвердил он. По данным исследовательской компании GT Partners Игоря Гугли, на конец 2013 г. в восточном регионе страны (Днепропетровская, Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская обл.) работало 1238 продовольственных сетевых магазинов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама