Інтереси

перевозки

Чтобы снизить дотационность городского транспорта, киевская власть до конца года введет электронный билет

Киевская городская государственная администрация (КГГА) объявила результаты конкурса по привлечению инвестора в проекте «Электронный билет». Его выиграла харьковская компания Alfapay. Согласно условиям, инвестор обязан создать в столице единую общегородскую автоматизированную систему для оплаты проезда и учета пассажиров в наземном и подземном городском муниципальном транспорте.

Посредник поработает за комиссию

На первом этапе электронный билет внедрят в метрополитене, где инвестор должен адаптировать к его использованию 650 турникетов, 232 терминала для продажи одноразовых билетов и установить 300 автоматов для пополнения карт. На следующем этапе — в наземном транспорте — необходимо будет установить 4,5 тыс. валидаторов, 700 POS-терминалов и 300 устройств для продажи карточек. Ориентировочная стоимость проекта — 113,4 млн грн, из которых приблизительно 21,5 млн грн предусмотрено на внедрение системы в метро; 80,5 млн грн —на наземный транспорт и еще 10,9 млн грн — на работу процессингового центра.

По словам заместителя главы КГГА Руслана Крамаренко, Alfapay инвестирует в проект 120 млн грн с учетом форс-мажорных обстоятельств. «Компания также заплатит 3 млн грн в городской бюджет на развитие инфраструктуры. Кроме того, будет получать небольшой процент от собранной выручки в столичном городском пассажирском транспорте после введения автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиров», — объяснил он.

Согласно условиям конкурса, процент, который заработает инвестор, будет определен по результатам дополнительного конкурса. Однако он не будет превышать 10 % от собранной выручки. «Мы предложили ставку, в КГГА должны были ее принять. Пока эта информация не разглашается», — рассказал «Капиталу» финансовый директор Alfapay Александр Сизов. Организация сбора выручки, по условиям конкурса, также ляжет на плечи инвестора. Сизов утверждает, что харьковская компания будет только получать и переводить платежи на счета коммунальных предприятий, а средствами, как и прежде, будут распоряжаться коммунальные предприятия «Киевский метрополитен» и «Киевпастранс». По прогнозам КГГА, инновация позволит городу увеличить объем выручки от продажи билетов втрое. По подсчетам Киевской администрации, только столичный метрополитен на перевозках пассажиров в прошлом году заработал 744,6 млн грн.

По данным Европейского банка реконструкции и развития, в западноевропейских мегаполисах, таких как Лондон, Берлин, Барселона, потери при сборе выручки в муниципальном транспорте составляют 2‑3 %. В городах Восточной Европы — Праге, Варшаве, Братиславе — 3‑7 %. При этом в Киеве эти потери достигают 25‑30 % из‑за использования бумажных билетов, отсутствия автоматического учета льготников и человеческого фактора. Электронный билет, по мнению Крамаренко, даст возможность контролировать финансовые потоки на всех этапах — от выпус­ка билета, времени его приобретения до использования. Это позволит сделать системный анализ пассажиропотока и оптимизировать парк перевозчиков.

Киев заимствует неудачное решение Москвы

Украинская столица уже пыталась ввести электронные билеты. Еще в 2006 г. заявляли о единой автоматизированной системе по оплате проезда, благодаря которой городская власть смогла бы упорядочить работу пассажирского транспорта. Над системой «Социальная транспортная карточка киевлян» работала специальная группа. Предусматривалось создать ее на технологической базе Национальной системы массовых электронных платежей. Было эмитировано около 1,5 млн таких карточек. Предполагалось, что собственник карточки сможет не только расплачиваться за проезд в муниципальном транспорте, но и пользоваться многими банковскими услугами. Однако проект так и не заработал из‑за отсутствия средств в городском бюджете.

Аналогичные проекты уже работают с 2007 г. в Москве, а с 2009 г. — в Харькове. Кондукторов заменили автоматизированные турникеты, установленные у передних дверей автобусов, троллейбусов и трамваев. В результате в обоих городах на входах в транспорт, особенно в часы пик на загруженных остановках, появились постоянные очереди: малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Московские чиновники не раз заявляли о намерении демонтировать турникеты — такая система оказалась неудачной.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама