Финансы

страхование

Страхователям все труднее выбрать компанию для покупки ОСАГО — рынок сужается

Страхователям все труднее выбрать компанию для покупки ОСАГО — рынок сужается
Правильный выбор страховщика поможет владельцу полиса решить проблемы в случае аварии, а не добавить новых
Фото: FOTOBANK.UA

Страховой рынок сужается, страховки часто не выплачивают, а многим гражданам все сложнее приобрести дорогой полис. Попытаться обезопасить себя можно, если тщательно подойти к вопросу выбора своей страховой компании, считают сами страховщики.

Страховщик на обочине

По словам президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Залетова, за  шесть месяцев 2014 года страховщики привлекли от клиентов 1,15 млрд грн страховых платежей по ОСАГО, что на 6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом количество заключенных договоров сократилось на 8,6 % — до 4 млн. На этот рынок существенно влияет ситуация в стране.

«Падают продажи российских страховщиков, которые работают на украинском рынке, что в период открытого военного противостояния между странами объяснимо. Кроме того, действуют рыночные законы — клиенты из года в год выбирают проверенных и надежных партнеров», — поясняет Владимир Бердичевский, директор Киевской дирекции СК «Арсенал Страхование». По данным Нацкомфинуслуг, сократилось и количество самих страховщиков: сегодня в Украине работают 400 компаний, из которых 342 занимаются рисковым страхованием, а 58 — страхованием жизни.

«Рынок ОСАГО действительно сужается, но не за счет классических рыночных компаний, которые, согласно страховым рейтингам, входят в десятку лидеров, выплачивают возмещения, а также фигурируют в СМИ. Просто с рынка уходят сомнительные агенты на подержанных авто, которых часто можно было видеть на обочинах дорог», — уверен Бердичевский.

По словам генерального директора МТСБУ Наталии Гудымы, в первом полугодии 2014 года страховщиками — членами Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) урегулировано 54 302 заявления. Однако, отмечает она, по состоянию на конец первого полугодия неурегулированными остались 40 405 требований потерпевших, при этом почти каждое шестое из них касается дорожно-транспортных происшествий, совершенных в прошлые периоды.

Выбери меня

При покупке полиса ОСАГО страховщики рекомендуют обратиться в три-пять страховых компаний. «Лучше приобретать полисы у компаний, занимающих ведущие позиции в рейтингах (первая десятка), либо в организованных в соответствии с действующим законодательством Украины точках продаж», — советует Бердичевский. Риски тут есть, как и на любом другом рынке. Дело в том, что при приобретении полиса ОСАГО клиент покупает услугу, которой невозможно воспользоваться сразу. Бердичевский говорит, что при выборе следует опираться не только на собственные знания и опыт, но и на рекомендации специалистов. Также стоит изучить и финансовые показатели страховщика.

«Хорошо, когда компания имеет положительную динамику, при этом темпы роста не превышают 40 % по отношению к предыдущему периоду. Если же показатель темпов роста превышает 40 %, то компания применяет агрессивную политику и использует нетрадиционные методы маркетинга — демпинг и высокое комиссионное вознаграждение агентам», — предупреждает Залетов.

Отдельный подход

Многие страхователи интересуются не только финансовым состоянием компании, но и ее ак­­ционерами. По мнению Залетова, важ­но, чтобы капитал акционеров страховщи­ка был надежным, украинские игроки рын­ка должны иметь хорошую репутацию и не фигурировать в финансовых скандалах, а ино­странные владельцы компаний должны быть представлены профессиональными страховщиками желательно без связей капитала с офшорными зонами и Кипром.

Наталия Гудыма в числе основных ориентиров для клиента рекомендует сервис «Светофор», разработанный в 2012 году комитетом МТСБУ по управлению рисками. Это система оценки финансового состояния страховых компаний — членов бюро, которая при помощи трех цветов светофора позволяет оценить страховщика любому покупателю полиса ОСАГО. Оценка всех компаний, которые продают ОСАГО, проводится по трем критериям: общая оценка деятельности страховщика, оценка показателя «качество урегулирования убытков» и оценка показателя «уровень жалоб от потерпевших и страхователей». Соответственно, зеленый цвет — хорошее, желтый — удовлетворительное, красный — неудовлетворительное состояние страховщика.

40,4 тыс. требований потерпевших остаются неурегулированными на конец первого полугодия 2014 г.

За два года работы «Светофора» сервис оценили не только страхователи, но и сами участники рынка. «Я бы посоветовала ознакомиться с рейтингом надежности страховщиков и оценкой их деятельности, которую ежеквартально проводит МТСБУ и публикует результаты в проекте «Светофор». Стоит также на сайте МТСБУ ознакомиться со списком компаний, у которых полисы покупать точно не стоит. Как правило, бю­­ро публикует такие рекомендации, если видит, что у страховщика дела идут не очень гладко, по крайней мере сейчас», — советует Ольга Пасюра, ведущий специалист отдела андеррайтинга транспортных рисков страховой компании «Allianz Украина».

Стоп цена

Сколько бы ни предупреждали страховщики и МТСБУ, но для многих важным ориентиром при покупке полиса ОСАГО по-прежнему остается цена. «Если вам сходу предлагают 50 % скидки, не зная историю вашей убыточности, это незаконно. В такой момент лучше вспомнить, где обычно находится дешевый сыр. Даже если сейчас у такой компании есть видимость хорошего положения дел, через некоторое время вполне могут начаться проблемы с деньгами, а значит и с выплатами», — объясняет Пасюра. Солидарны с ней и коллеги по рынку. Хочется максимальную скидку? Вспомните истории невыплат клиентам «Страховых традиций», «Галактики», «Украинской экологической страховой компании», «Лафорта» и «Инвестсервиса». Некоторые из этих компаний прекратили осуществлять выплаты еще в 2009 г., но официально банкротами стали не так давно.

«Не стоит искать самый дешевый полис: услуга приобретается на год, и вроде бы сэкономленные 30-200 грн важны при покупке, но разница в стоимости качественной и сомнительной услуги нивелируется перио­дом ее действия. А если вам понадобится обратиться в страховую компанию не один раз?» — предостерегает Бердичевский.

«Покупая полис с рук на дороге, клиент всегда рискует стать жертвой мошенников. Если он решился на такой шаг, я рекомендую перед сделкой зайти на сайт МТСБУ со своего смартфона и проверить статус полиса по номеру. Если он значится как неиспользованный, а компания, которая его продает, как действующий член МТСБУ, тогда все нормально, можно оформлять», — рекомендует Пасюра.

Страховщики предупреждают: система бонус-малус (в переводе с латинского хороший-плохой, то есть система скидок. — «Капитал») в том виде, как она была задумана в законе в редакции июля 2004 года, практически не работает. «Компании трактовали ее на свое усмотрение, что и стало причиной изменения законодательства в этой сфере. С 1 июня 2014 года стоимость полисов возросла, а страховым компаниям даны четкие указания не применять бонусы в размере более 20 % от базовой стоимости полиса в соответствии с регионом», — напоминает директор Киевской дирекции СК «Арсенал Страхование».

И, конечно, следует помнить, что в страховой компании не должна работать временная администрация, а также к ней не должны применяться санкции регулятора. «Если такие меры имели место, в компании не будет бланков ОСАГО и она не сможет привлекать новых клиентов. Эту информацию можно проверить на сайте Нацкомфинуслуг», — рекомендует Залетов.

Количество страховых случаев постоянно растет, выплаты компаний увеличиваются, а люди все чаще задумываются, как обезопасить себя от финансовых потерь при наступлении участившихся в наше время непредвиденных обстоятельств. Сейчас страхование в классической рыночной компании — это буквально единственная реальная возможность избежать финансовых проблем.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Чтобы обезопасить себя при покупке полиса, нужно:

• не покупать ОСАГО у сомнительных продавцов на обочине дороги;
• проверить статус страховщика на сайте Нацкомфинуслуг — http://nfp.gov.ua / ;
• проверить статус полиса на сайте МТСБУ — http://www.mtsbu.kiev.ua;
• проверить статус страховщика по «Светофору» — http://www.mtsbu.kiev.ua;
• выбирать в партнеры открытого и крупного страховщика;
• перед покупкой посмотреть отзывы о компании;
• не доверять деньги за полис неизвестным лицам — оплачивать самому;
• не реагировать на рекламу «скидка на ОСАГО 50 %»;
• получить на руки при покупке кассовый чек.

СТАТИСТИКА

Данные МТСБУ по итогам первого полугодия 2014 года:

• только 36,4 % заявлений о страховом возмещении урегулировано в срок;
• средний размер ущерба по имущественному возмещению составил 9891 грн;
• средний размер ущерба, причиненного жизни и здоровью пострадавших, составил более 9129 грн;
• средний срок урегулирования заявлений составил 125 дней вместо 90, установленных законом.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Вячеслав Чечило
Юлия Тимошенко как никогда близка к победе. Как никогда с 2009 года. Но, как и 10 лет назад, ей снова может не хватить совсем чуть-чуть для того, чтобы стать президентом. Тимошенко это понимает и, обжегшись на молоке, дует на воду. Ее нынешняя кампания разительно отличается от всех предыдущих. Сейчас она не ведущий, а ведомый. Тимошенко превратилась в тень Порошенко, повторяющую за ним тезисы про ЕС, НАТО и автокефальную церковь. Тимошенко больше не хочет брать власть, она хочет получить ее в наследство. Тимошенко сидит на берегу и ждет, пока мимо проплывет президентство. Но избирателя мало волнуют мечты Юлии Владимировны. Судя по тому, что, несмотря на все усилия, рейтинг Тимошенко застрял в районе 15%, избиратель не хочет за нее голосовать. Возможно, потому, что он до сих пор не получил ответ на три очень важных для него вопроса.
Богдан Данилишин