Економіка

регионы

Полуостров в аренду. Только в 2015 г. Россия потратит на модернизацию и другие нужды Крыма $ 9,9 млрд

Россия потратит на модернизацию Крыма $ 9,9 млрд
Фото: Reuters

18 сентября российское правительство одобрило проект федерального бюджета на 2015 г. и показатели на 2016‑2017 гг., где нашлось место и деньги и на восстановление жизнеспособности аннексированного Крыма. На эти цели в трехлетней государственной смете, которую правительство российского премьер-министра Дмитрия Медведева намерено подать на рассмотрение Госдумы в октябре, предусмотрено 379,8 млрд руб. (около $ 9,9 млрд по текущему курсу), в том числе 377,8 млрд руб. ($ 9,8 млрд) — в следующем году. Для сравнения: дотации и субвенции украинского госбюджета на нужды полуострова в 2013 г. составили лишь 4,4 млрд грн (порядка $ 327 млн).

Львиная доля расходов бюджета федерации в 2015 г. придется на создание транспортной инфраструктуры, которая позволит соединить отрезанный от России полуостров с Краснодарским краем. Также недешево обойдется Москве восстановление энерго- и водоснабжения региона, который до сих пор получал 80‑85 % пресной воды и 80 % электроэнергии с материковой Украины. Эти и другие потребности, главным образом инфраструктурные, правительство будет удовлетворять через целевую программу «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 г.» (ФЦП), утвержденную российским правительством 11 августа. Ее предельный объем финансирования составляет 681,2 млрд руб. ($ 17,7 млрд) на шесть лет. Более половины этой суммы (до 373 млрд руб., или $ 9,7 млрд) предлагается выделить уже в ближайшие три года, согласно проекту бюджета.

Связь с сушей

Дороже всего Москве обойдется попытка проложить сухопутный путь в Крым.Добраться на полуостров в обход Украины россияне пока могут только по воде через паромную переправу. Исправить это президент РФ Владимир Путин намерен с помощью строительства мостового перехода через Керченский пролив. Еще осенью создание этого моста было совместным проектом Киева и Москвы. Как ранее писал «Капитал», соответствующие переговоры стороны возобновили после двухлетнего перерыва в ноябре 2013‑го. Правда, тогда стоимость реализации всего проекта от инженерных изысканий до окончания строительства оценивалась в $ 2,5‑3 млрд. Предполагалось, что оба государства профинансируют проект в равных долях, но деньги дадут не бюджеты двух стран, а частные инвесторы, которых еще предстояло найти.

Однако с тех пор размеры соответствующей сметы выросли в разы. Согласно ФЦП, теперь лишь на сооружение Керченского перехода протяженностью 19 км, который будет включать в себя проезд для автомобильного транспорта с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги, потребуется до 246,9 млрд руб. ($ 6,4 млрд). Эта сумма будет профинансирована не из кармана частных инвесторов, а целиком за счет федерального бюджета. Еще до 12,2 млрд руб. ($ 317 млн) бюджетных денег нужно на строительство железнодорожных и автомобильных дорог к мосту. «Очень дорогие подходы к мосту — это береговая, транспортная, железнодорожная, автомобильная инфраструктура как со стороны Таманского, так и Керченского полуострова», — объяснил выросшую вдвое стоимость проекта вице-премьер РФ Дмитрий Козак ранее.

Единственное, что не претерпело изменений в проекте транспортного перехода, — это идея, озвученная послом России в Украине Михаилом Зурабовым летом 2013‑го, относительно прокладки по мосту не только автомобильной и железной дороги, но и электросетей для удовлетворения потребностей Крыма. Только теперь это уже не гипотетическая возможность, а вынужденная необходимость для аннексированного полуострова. На прокладку кабельного перехода через Керченский пролив для подачи электроэнергии в Крым российское правительство планирует выделить 13,5 млрд руб. ($ 350 млн). Кроме этого, еще 23,5 млрд руб. ($ 611 млн) уйдет на строительство электросетевого комплекса по другую сторону пролива — в Краснодарском крае — чтобы подавать электроэнергию на полуостров.

Как следует из заявления министра транспорта РФ Максима Соколова, работы по строительству транспортного перехода уже стартовали в августе, однако россияне и крымчане нескоро смогут воспользоваться им. Первая очередь моста, которая будет состоять из железнодорожного полотна и автомобильной автострады с одной полосой в каждую сторону, должна быть завершена в декабре 2018 г. Полностью транспортный переход рассчитывают достроить в 2020 г. По данным «Интерфакса», сооружением моста займется группа компаний «Стройтрансгаз», которую контролирует российский бизнесмен Геннадий Тимченко, а одним из субподрядчиков будет «Мосотрест» братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов.

В ущерб себе

Чтобы найти средства на содержание Крыма, российскому правительству пришлось искать источники дополнительных доходов, что непросто в условиях все более жестких санкций со стороны Запада и угрозы экономического спада. Так, на прошлой неделе Европейский банк реконструкции и развития ухудшил свой прогноз для российской экономики в 2015 г. с ожидаемого в мае роста на 0,6 % до спада на 0,2 %. По мнению экспертов международной организации, санкции Евросоюза и США против России ослабят деловую уверенность, ограничив доступ компаний и банков к международным рынкам капитала, и сократят частные инвестиции. А сбережения домохозяйств на непредвиденные нужды увеличатся, что отрицательно скажется на потреблении. Пострадает и внешняя торговля, поскольку компаниям-экспортерам потребуется время на то, чтобы восстановить существующие торговые связи или переориентировать продажи с запада на восток и Латинскую Америку.

Тем не менее правительство РФ было вынуждено увеличить расходы федерального бюджета-2015 по сравнению с теми, что предусматривались в госсмете на 2014 г., на 1675 млрд руб. ($ 43,6 млрд) — до 15438,2 млрд руб. ($ 401,4 млрд), причем пятая часть суммы прироста будет потрачена на восстановление Крыма. Одновременно доходы федеральной казны планируется повысить на 960 млрд руб. ($ 25 млрд) — до 15052,4 млрд руб. ($ 391,4 млрд). Добыть дополнительные средства правительство решило за счет ограничения социальных расходов, то есть в ущерб собственно россиянам. В частности, было принято решение продлить замораживание пенсионных накоплений граждан на 2015 г. По оценкам министра финансов РФ Антона Силуанова, в результате введения моратория на накопительную составляющую пенсии будет сэкономлено 309 млрд руб. ($ 8 млрд). Еще 30,5 млрд руб. ($ 793 млн) сбережет для бюджета отмена фиксированных выплат к страховой пенсии. Их россияне ожидали получать с нового года. Правда, эти средства пойдут не только в Крым. По словам Силуанова, часть этой суммы планируется выделить в антикризисный резерв, который будет направляться в том числе на поддержку ключевых компаний топливно-энергетического и финансового секторов. Также проект предусматривает отказ от увеличения на 2 % денежного довольствия при исчислении пенсий военным пенсионерам. Это позволит в 2015 г. сэкономить 19,2 млрд руб. ($ 499 млн).

В 2015 г. на Крым в российском бюджете предусмотрено 377,8 млрд руб. ($ 9,9 млрд). Для сравнения: дотации и субвенции украинской госказны на нужды полуострова в 2013 г. составили лишь 4,4 млрд грн (порядка $ 327 млн)

Кроме пенсионеров, источником экономии станут госслужащие. Министерство Силуанова предлагает ограничить увеличение числа госслужащих, сделав исключение лишь для тех, кто будет необходим для реализации крымской ФЦП. Также ведомство планирует отказаться от индексации денежного содержания федеральных госслужащих в следующем году и изменить сроки и индикаторы повышения зарплаты работников социальной сферы и науки. Наконец, последняя мера, которая должна принести 20 млрд руб. ($ 520 млн) в госказну, касается всех россиян без исключения. Эту сумму правительство РФ намерено получить за счет дополнительных поступлений от таможенных пошлин на интернет-торговлю в результате снижения максимального порога для беспошлинного ввоза товаров, заказанных россиянами за рубежом через интернет, до €150 стоимости и 10 кг веса.

Медведев намерен воспользоваться и корпоративными источниками наполнения бюджета, хотя и не так активно, как в социальной сфере. Например, 100 млрд руб. ($ 2,6 млрд) должна обеспечить приватизация 19,5 % акций госкомпании «Роснефть», одобренная в июле. Еще 41,7 млрд руб. ($ 1,1 млрд) поступлений ожидается от взимания акциза на газ, экспортируемый в Турцию по газопроводу «Голубой поток».

При этом одобренная правительством РФ госсмета на 2015 г. даже в случае ее принятия парламентом едва ли станет окончательной версией. В частности, в проекте закона предусмотрено внесение изменений в документ, если на финансирование крымской ФЦП понадобится больше средств, чем запланировано.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама