Технологии

прогресс

Роботы среди нас. Миллион машин подключилось к мобильным сетям в Украине

Количество абонентов мобильных операторов в Украине заметно больше, чем людей в целом. Согласно данным Госстата, сим-карт уже насчитывается 59,3 млн. Те, кто хотел, уже обзавелись второй сим-картой, чтобы экономить на звонках. Но количество карточек в ближайшие годы будет только увеличиваться. И не за счет людей, а за счет машин и устройств.

Экономные машины подключаются

Только у компании «Киевстар» количество сим-карт машинной связи (М2М, Machine-to-Machine) уже превысило 0,5 млн шт., поделился менеджер по маркетингу мобильных услуг Евгений Берус. Рынок таких услуг, по его словам, растет на 4‑5 % в месяц. Если учитывать, что средний доход с такой сим-карты в целом по рынку составляет около 10 грн в месяц (в несколько раз меньше, чем тратит человек), то можно предположить, что «Киевстар» уже зарабатывает на машинах 60 млн грн в год.

У «МТС Украина» динамика схожая. Доля М2М сим-карт в бизнес-сегменте оператора превышает 15 % и продолжает расти (уже порядка 400 тыс.). Больше всего карточек используется в Днепропетровске (30 %) и Киеве (36 %), также достаточно много подключений в Одессе (10 %), рассказывает пресс-секретарь компании Виктория Павловская. За прошлый год количество пользователей «Телематики» выросло на 40 %. «Примерно такой же рост мы прогнозируем на последующие три-пять лет», — подчеркивает она.

«Количество M2M-карт в сети оператора за последний год (II квартал 2013 г. — II квартал 2014 г.) выросло вдвое, а в следующем году может вырасти еще в два-три раза», — допускает руководитель PR-департамента компании «Астелит» (life:)) Оксана Рудюк. По оценкам участников рынка, количество машинных сим-карт в Украине уже превысило 1 млн шт.

Какие устройства общаются

Обычно клиенты мобильных операторов — это финансовые учреждения, компании FMCG, охранные и логистические сервисы, коммунальное хозяйство, перевозчики, службы такси, службы доставки. Грубо говоря, рынок машинной связи в Украине можно разделить на два больших направления. Первый — сбор и обработка информации с устройств, удаленных и работающих автоматизированно. Так могут работать, например, банкоматы, платежные терминалы, охранные системы, промышленные датчики. Второй — контроль передвигающихся объектов. Это транспортные средства, в которых установлены специальные сим-карты. Например, все бетономешалки «ЖБК им. Ковальской» в Киеве оснащены М2М. Так диспетчер может быть уверен, что водитель не свернет с маршрута и бетон не сольет.

Минимальный тариф в расчете на одну сим-карту составляет, как правило, 5‑7 грн в месяц. За эти деньги клиент получает мобильный трафик для передачи команд на машины, пакет sms. Машинные сим-карты потребляют немного интернета. Как показывает статистика мобильных операторов — от одного до нескольких десятков мегабайтов в месяц. Ведь тяжелый видеотрафик здесь практически отсутствует. Вся работа сводится к получению и выполнению команд. Количество M2M-карт у одного клиента может быть самое разное, в зависимости от масштабов и специфики бизнеса.

Торгуют кейсами

В последнее время операторы стараются продавать М2М не как пакет с сим-картой, а как комплексное бизнес-решение. На днях «Киевстар» решил расширить функционал управления машинными сим-картами и вывел на рынок специальный сервис онлайн-мониторинга работы М2М сим-карт в режиме реального времени («Центр управления М2М»). Это уже не просто тариф с фиксированными условиями потребления трафика, который используют подключенные машины. Через сервис человек, который отвечает за контроль устройств или транспортных средств с встроенными сим-картами, получает доступ ко всей статистике о трафике, может временно блокировать работу карт, ограничивать или увеличивать их лимиты на счете. Рудюк утверждает, что у life:)  тоже есть подобное решение.

«Наши абоненты могут управлять M2M-картами через веб-интерфейс самообслуживания: активировать / деактивировать карточки, заблокировать / разблокировать, сменить тариф, установить лимит доступа к счету на уровне линии и контракта, увидеть текущую детализацию трафика, детализацию за прошлые периоды, балансовый отчет», — объясняет она. Один из собеседников «Капитала» на рынке мобильной связи говорит, что «МТС Украина» скоро тоже обновит свою платформу. Она будет позаимствована у Vodafone.

Мир уже не тот

В последние годы сферы применения М2М в Украине быстро расширяются. Например, недавно «Киевстар» в одной из львовских школ снабдил М2М-картами турникеты, через которые проходят ученики. На мобильные телефоны родителей автоматически приходит sms, как только ребенок вошел или покинул школу. Также недавно «Киевстар» обеспечил решение для клиента, обслуживающего копировальное офисное оборудование. Теперь с помощью установленных на ксероксах сим-карт он получает информацию о расходовании чернил в картриджах и осуществляет их замену, не дожидаясь звонков от клиентов.

Среди наиболее интересных проектов «МТС Украина» — оснащение лесохозяйств системой электронного учета древесины. Она помогает бороться с нелегальными вырубками в Западной Украине. Кроме того, автоматизирована оператором система служб скорой медицинской помощи. Она работает с 2011 г. в Харькове, Харьковской области и до недавнего времени действовала в Луганске. Время приезда бригад скорой помощи на вызов сократилось с 15‑28 минут до 3‑10.

В целом мир движется к тому, чтобы за машинами закре­пить GSM-диа­пазон, а людям оставить 3G и 4G. В США GSM-частоты 1900 МГц уже используются в основном машинами. Каждый десятый мобильный абонент в Штатах — это машина или устройство, в Европе — каждый 20‑й, в Африке — 100‑й. В Украине 2G по‑прежнему за людьми, так как 3G-лицензии никак не могут выдать.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Богдан Данилишин