Бизнес

расследование

Угольная лихорадка. Итоги выборов заставили сомневаться в чистоте закупки африканского топлива

Итоги выборов заставили сомневаться в чистоте закупки угля в ЮАР
Разногласия между президентом и премьером вынуждают министра энергетики балансировать в неудобной позе
Фото: УНИАН

Правоохранительные органы с подачи президента Петра Порошенко взялись за Министерство энергетики и угольной промышленности. Вчера на допрос в Генеральную прокуратуру Украины (ГПУ) был вызван министр энергетики Юрий Продан. Ему придется доказывать, что сделка по закупке 1 млн т угля в ЮАР была чистой.

Президентский контроль

Допрос Продана в Генпрокуратуре начался вчера в 15:00. По прибытии министр сообщил, что присутствует в качестве свидетеля, но от дальнейших комментариев отказался и скрылся в здании Главного следственного управления ГПУ.

Продан провел на допросе более трех часов, после чего покинул здание следственного управления.

На прошлой неделе в прокурорские офисы были вызваны директор госпредприятия внешнеэкономической деятельности «Укринтерэнерго» Владимир Зиневич и исполняющий обязанности директора компании «Центрэнерго» Юрий Головачев.

Именно «Укринтерэнерго» в августе 2014 г. заключило контракт на закупку 1 млн т угля из ЮАР с компанией Steel Mont Trading Ltd. Это топливо предназначено для станций государственной энергогенерирующей компании «Центрэнерго». Чиновники дали пояснения прокурорам и после допросов были отпущены.

Все идет по плану

Прокурорские проверки пока только доставили беспокойство чиновникам, но не привели к срыву или задержкам поставок угля. Пресс-секретарь компании «Центрэнерго» Оксана Егорова рассказала «Капиталу», что проверки на предприятии начались еще в конце прошлой недели, в частности на Трипольской ТЭС. Она не сообщила деталей, но заявила, что сейчас компания работает в штатном режиме. При этом Егорова добавила, что независимые специалисты в ходе проверок подтвердили заявленное в договоре качество южноафриканского угля.

Пресс-секретарь Ильичевского морского порта Ирина Чибирова вчера рассказала «Капиталу», что еще 9 ноября в порт прибыло второе судно с южноафриканским углем — Bottiglieri Challenger. Оно доставило 84,9 тыс. т угля, выгрузка которого была начата в тот же день, ближе к полуночи. «По состоянию на утро 10 ноября было выгружено 8 тыс. т», — уточнила она, добавив, что никаких остановок выгрузки в связи с проверками контрактов не было. Третье судно с углем — МВА Rosaria — еще на пути в украинский порт, его прибытие ожидается 23‑25 ноября. Оно доставит еще 84,6 тыс. т угля.

$106 стоит тонна южноафриканского угля на входе в топку украинской ТЭС

На сайте компании Steel Mont Trading сказано, что ее головной офис находится в Лондоне, а филиалы — в Германии, Турции, Украине, России, Индии и ОАЭ. При этом ее годовой оборот составляет около 1 млн т, хотя только украинский контракт на поставку угля заключен на такой же объем.

Цена вопроса

Пока нет никаких данных о том, что цена на уголь была завышена. Еще в конце октября Продан сообщил, что уголь из ЮАР обошелся Украине в $ 86 за тонну. «Цена угля в украинском порту — $ 86 за тонну. Это без выгрузки. Цена формируется абсолютно прозрачно», — подтвердил он. При этом министр отметил, что стоимость угля не является фиксированной для всего объема контракта (1 млн т) и формируется ежемесячно.

Аналитик госпредприятия «Укрпром­внешэкспертиза» Александр Крайников также не увидел какого‑либо завышения цены. По его словам, цена на энергетический уголь зависит от теплоты сгорания (калорийности): чем больше калорий — тем выше стоимость. Украина закупала в ЮАР уголь с калорийностью 6000 ккал / кг, цена на который на мировом рынке составляет около $ 65 за тонну на условиях поставки FOB (условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно). Эксперт отметил: поскольку энергетический уголь имеет широкое применение, то цены на него более-менее ровные, т. е. они не отличаются большим разбросом. «Не может быть на рынке одновременно цен в $ 65 и $ 80 за тонну», — подтвердил он.

По словам Крайникова, фрахт судна для доставки угля в Украину обошелся в $ 20 за тонну угля, перегрузка — около $ 7 и $ 10‑13 — доставка железнодорожным транспортом до ТЭС. В то же время эксперт отметил, что фрахт судна для доставки угля в Украину может быть дороже по сравнению с другими маршрутами такой же протяженности, поскольку в портах Черного моря сложнее найти новый груз для освободившегося судна. «Черное море — это же не Роттердам. Поэтому велики шансы, что судно после разгрузки угля уйдет пустым», — сказал он.

Как заметил Крайников, по крайней мере часть привезенного южноафриканского угля, скорее всего, в украинских портах перегружали дважды: сначала — с судна на угольный склад порта, затем — со склада в железнодорожные вагоны. Это могло происходить по той причине, что синхронизировать подачу вагонов для их загрузки прямо с судна достаточно сложно, а в этом случае получается две погрузки, каждая из которых обходится приблизительно в $ 5 за тонну. «Таким образом, цена угля в ЮАР составила $ 65, а уже на украинской ТЭС — $ 106. В нашем понимании, с ценами закупки южноафриканского угля по этой сделке все нормально», — подытожил эксперт.

Не увидел какого‑либо завышения цены и старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Денис Саква. По его мнению, обнародованная цена на уголь из ЮАР по­падает под категорию средней цены на рынке.

Политический фактор

Впрочем, скандал может иметь причины, далекие от цен на уголь. Источник «Капитала» в «Народном фронте» считает, что активность ГПУ связана с переговорами о создании коалиции и распределении должностей в новом Кабмине. «У президента вызвала сомнения прозрачность схемы? Насколько я знаю, ранее таких подозрений не было, а они появились после неудачи на выборах, когда мы смогли отстоять своего премьер-министра», — сказал он.

Народный депутат Андрей Павловский («Батьківщина») также полагает, что конечной целью «угольного дела» является не Юрий Продан, а премьер-министр Арсений Яценюк. «Кто‑то пытается ослабить позиции Продана, а через него и позиции Яценюка перед стартом переговоров о составе нового Кабмина», — сказал Павловский «Капиталу».

Отметим, Порошенко предложил будущей коалиции выдвинуть именно кандидатуру Яценюка на пост премьер-министра. Однако дальнейшие кадровые переговоры между президентом и премьером пока, по информации издания, не принесли результатов.

Завантаження...
Комментарии (2)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Nicolay Gladilnykov
Nicolay Gladilnykov 14 ноября 2014, 00:13

Могу поспорить с Алексеем на ящик коньяка, что перегрузка таки обходится "приблизительно в 5 долларов за тонну" а оценка из книжки Вельмера уже давно утратила свою актуальность. Думаю, такой цены за перевалку в порту не было даже в 2001 году !

0
Алексей Квас
Алексей Квас 11 ноября 2014, 15:04

=Это могло происходить по той причине, что синхронизировать подачу вагонов для их загрузки прямо с судна достаточно сложно, а в этом случае получается две погрузки, каждая из которых обходится приблизительно в $ 5 за тонну.=

На самом деле каждая погрузка или разгрузка оценивается только в $0, 5/тонну (см. Ф.В.Вельмер. Экономические оценки месторождений. Киев, Логос, 2001 г., стр. 98).
Таким образом, 2 погрузки стоят 1 долл/тонну (2 погрузки * 0, 5 долл/тонну), а не 10 долл/тонну (2 погрузки * 5 долл/тонну).
Но заработать по 9 долл на каждой тонну тоже не плохо! При партии 1 млн. тонн угля из ЮАР "заработок" составляет 9 млн. долл.

3
реклама
реклама