Финансы

автострахование

Ситуация в стране вывела крепкие внедорожники на первую позицию в рейтинге самых «убыточных» для страховщиков авто

Страховщики определили самые убыточные для них марки авто
Фото: Алексей Солодунов

Под занавес года продавцы полисов автострахования каско начали составлять собственные черные списки марок автомобилей. В немилость, как правило, попадают либо бренды, по которым страховщики за год получают больше всего заявлений на выплаты, либо те, по которым заявлений не очень много, но суммы к возмещению по каждому — большие. «Конечно, что статистика отдельной страховой компании зависит от ее портфеля, тарифной политики, регио­нального присутствия, — отмечает директор Международного института управления рисками Ирина Сиренко. — Но она учитывает и общую ситуацию с автопарком в стране, моду на те или иные марки, цвет автомобилей, предпочтения автолюбителей».

Дорого, но мило

«Капитал» опросил десяток продавцов полисов каско и на основании их ответов составил топ-15 самых убыточных для страховщиков автомобильных брендов в уходящем году.

Примечательно, что рост объемов выплат по дорогим авто в 2014 г., как констатируют эксперты и участники рынка, вызван не столько дорожно-транспортными происшествиями, сколько увеличением числа угонов. «В нынешнем году резко выросло количество краж дорогих автомобилей», — утверждает заместитель начальника центрального управления урегулирования страховых случаев группы ТАС Андрей Щербаченко. В числе наиболее угоняемых, в частности, автомобили BMW, Toyota, Lexus, Porsche.

Особенно много дорогих машин было угнано на территории военных действий. «Кроме моделей премиум-класса, в зоне АТО среди угонщиков пользуются популярностью пикапы и джипы вне зависимости от марок», — уточнил Щербаченко.

Мало, но часто

Если для автомобилей премиум-класса место в топ-10 по убыточности для страховщиков обеспечивается внушительными размерами каждой конкретной выплаты, то машины попроще много лет подряд попадают в черный список по другим причинам — из‑за своей распространенности. Это касается, например, таких марок, как Nissan, Daewoo, Skoda, Peugeot, Kia. «Именно эти автомобили занимают верхние позиции в рейтингах самых продаваемых. Соответственно, и событий с участием этих марок больше, чем по другим авто», — поясняет заместитель предправления компании «Арма» Сергей Сухарников.

К примеру, до недавних пор автомобили Daewoo активно брали в кредит начинающие, неопытные автолюбители, что, соответственно, увеличило вероятность ДТП с участием таких авто. Активно Daewoo используются и в качестве такси. «Бюджетную линейку Nissan тоже очень хорошо брали и в кредит, и за наличные. Этих автомобилей очень много на украинских дорогах, особенно в больших городах, соответственно и ДТП с их участием не редкость», — рассказывает начальник управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию компании «Нова» Максим Воронин.

Невзирая на…

Опрошенные «Капиталом» страховщики обращают внимание, что в текущем году им пришлось столкнуться с новыми вызовами, которые никак не были связаны ни с маркой, ни с цветом, ни с размером автомобиля.

Во-первых, в связи с военными действиями на востоке страны выросло количество неординарных по прежним временам страховых событий. «Среди застрахованных в нашей компании автомобилей в этом году были и такие, которые подрывались на минах», — признает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков компании «Allianz Украина» Александр Яременко. «Повреждения в зоне АТО часто связаны с попаданием пуль или осколков снарядов в застрахованные объекты», — добавляет директор департамента урегулирования убытков компании «Альфа Страхование» Александр Ваховский.

Во-вторых, добавила головной боли страховщикам и девальвация национальной валюты. «Из-за падения курса гривни в 2014 г. произошло значительное удорожание запасных частей к автомобилям», — говорит Ваховский. «СТО также повысили расценки на свои услуги» — добавляет и. о. предправления компании «Юнисон-Гарант» Александр Карелин. Рост гривневых цен привел к увеличению средней величины убытка по определенным маркам. «Даже если сам автомобиль обошелся потребителю не очень дорого, запчасти и комплектующие к нему по нынешним временам могут потянуть на довольно круглую сумму», — отметил Максим Воронин.

Кнутом и пряником

При всей условности статистики относительно убыточности страховщики порой с оглядкой именно на нее устанавливают скидки и надбавки к стоимости полиса каско на авто той или иной марки при пролонгации договоров. «Тариф для самых убыточных брендов по сравнению с автомобилями аналогичного класса других марок в нашей компании может быть увеличен до 30 %,» — признается Александр Яременко. А владельцев наименее убыточных марок при пролонгации договора каско, напротив, могут ожидать скидки.

«Следует говорить о более лояльном подходе к безубыточным клиентам, а не к маркам авто, — считает замдиректора по направлению продукт-менедж­мент компании «Альфа Страхование» Андрей Тупчиенко. К примеру, по словам менеджера управления автотранс­портного страхования компании PZU в Украине Павла Корсуна, если у клиента компании за прошедший год был один страховой случай — не очень серьезный — цена его полиса на будущий год увеличится на 10 %. Два страховых случая повлекут удорожание на 25 %, три — на 50 %. Если же за время действия полиса автомобиль поучаствует в более чем шести страховых событиях или окажется полностью разрушенным, надбавка составит 200 %. «Зато нет никаких дополнительных наказаний для владельцев только потому, что их авто условно отнесено к убыточным маркам», — успокаивает Корсун.

ДЕЛО [СТРАХОВОГО] СЛУЧАЯ

Ирина Сиренко,
партнер, директор Международного института управления рисками, экс-президент страховой компании «Провидна»

Самый курьезный случай в моей практике страхования авто произошел накануне выходных. Центр продаж нашей страховой компании находился на первом этаже здания с высоким цоколем. И вот однажды, в пятницу, которая была предпраздничным коротким днем, когда в офисе уже почти не осталось сотрудников, мы (я, две сотрудницы центра продаж и специалист отдела урегулирования убытков, который согласился девушек развезти по домам) получили звонок по телефону: «Пожалуйста, не уходите — я уже к вам еду. Срочно нужен полис «Зеленая карта», так как ночью еду машиной в Европу и без этого полиса никак нельзя!». Остаемся в офисе, ждем клиента. Он приезжает, ставит машину у крыльца и бежит в офис, размахивая техпаспортом: «Спасибо, девочки, что подождали! Я у вас и «Зеленую карту», и «автогражданку» куплю!»
Сотрудницы оформляют документы, проводят осмотр автомобиля, рассчитывают страховую премию. Специалист-урегулировщик, скучая рядом, предлагает клиенту купить заодно и каско для авто: «Сделали бы девчонкам подарок к празднику — застраховали бы свою машину». Клиент соглашается и выбирает программу каско.

И вот все страховые договоры оформлены. Клиент радостно забирает полисы, прощается с нами и садится в машину. Мы выходим вслед за ним на крыльцо и закрываем двери офиса, намереваясь поставить его на сигнализацию. Клиент заводит машину, машет нам рукой, разворачивает авто и… въезжает боком в крыльцо нашего офиса!

Немая сцена. Мы понимаем, что договор каско вступил в действие несколько минут назад. Урегулировщик, собравшийся было заводить свою машину, прячет ключи от нее в карман: «Ну, понятно… Открываем офис и идем писать заявление о страховом случае».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Богдан Данилишин