Бизнес

правила игры

Алкоголь может оказаться украинцам не по карману

Алкоголь может оказаться украинцам не по карману
Фото: Евгений Мусиенко

Подорожание спиртного побило все исторические рекорды. С начала года цена на самый популярный алкоголь — водку и трехзвездочный коньяк — поднялась в среднем на 30 %.

В следующем году производители спиртного могут установить сразу два антидостижения, если предложенное депутатами повышение акцизов будет одобрено. Во-первых, цена алкоголя резко вырастет — за бутылку водки придется платить не менее 60 грн, а во‑вторых, тенизация отрасли усугубится и легальные производители не смогут конкурировать с дешевым контрафактом.

Посчитали и расстроились

Размер повышения цены зависит от вида алкоголя. Например, по словам председателя совета директоров компании Nemiroff Якова Грибова, на водочном рынке больше всего подорожала недорогая продукция — на 36,13 %, до 40,62 грн за бутылку. В среднем сегменте цена за бутылку поднялась на 26,14 %, до 43,47 грн. Премиальная водка стоит сейчас от 99,34 грн, что на 26 % больше, чем в начале года. Генеральный директор алкогольного холдинга «Баядера Групп» Сергей Величко напоминает, что из‑за более высоких наценок продукция в магазинах у дома стоит дороже, чем в супермаркетах.

Вино подорожало в среднем на 10‑15 %, свидетельствуют данные директора департамента развития инноваций и маркетинга украинской алкогольной компании «Олимп» Андрея Матузко. Например, авторские десертные вина за год поднялись в цене на 9‑11 %, авторские полусладкие — на 28‑32 %.

Коньяк стал стоить дороже на 25‑30 %. В прошлом году коньяк «Марсель» можно было купить на 60 % дешевле, чем сейчас, «Бахчисарай» — на 44 %, Lionel — на 50 %.

Зарегулировали

Причин для повышения цен у производителей множество. Одна из основных — ставки акцизов, которые в этом году поднимались три раза: с 1 января — на 11,7 %, с 1 июля — на 25 %, с 1 сентября — на 5 %, говорит директор по маркетингу компании Eastern Beverage Trading Сергей Колесниченко. Чтобы сохранить производителям маржу, государство в середине июля повысило минимальные розничные цены для всего алкоголя: на вина в стеклянной таре (объем 0,7 л) или в другой таре (1 л) они выросли на 11 %, до 20 грн, на вина в стеклянной таре (0,75 л), а также на некоторые вина (0,7 л) — на 26,9 %, до 33 грн. Цены на коньяк подняли на 39‑51 % в зависимости от звездности: чем меньше выдержка, тем выше процент подорожания. Пол-литровая бутылка самого дешевого коньяка стоит 59 грн, что на 51,9 % дороже, чем до повышения. Чуть позже, в сентябре, минимальные розничные цены подняли еще раз, но только для водочников — до 34,9 и 39,9 грн за пол-литровую бутылку. Свою роль сыграла и девальвация гривни, которая привела к удорожанию сырья, импортных комплектующих (колпачков, некоторых видов тары и пр.).

на 30% с начала года подорожали в среднем все виды алкогольной продукции. Больше всего цены выросли на дешевую водку и коньяк

Рост цен на спиртное снизил спрос. По итогам года, согласно прогнозам отраслевых ассоциаций, рынок алкоголя во всех сегментах может показать рекордное падение в 20 %. Но нельзя сбрасывать со счетов и сужение рынка из‑за аннексии Крыма и боевых действий на востоке Украины. «Вести цивилизованную торговлю в сложившихся условиях [на востоке] невозможно», — сетует Колесниченко.

Занимательно, но доля теневого рынка, по подсчетам Величко, осталась на уровне прошлого года — 30 %.

Голь на выдумку хитра

Глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус обещал производителям алкоголя не повышать акцизные ставки в 2015 г. Но уже в декабре этого года в парламенте зарегистрировали законопроект, которым предлагается повысить ставки акцизного налога на алкоголь с 70,53 до 104,5 грн за литр 100 %-го спирта, а на акциз на слабо­алкогольные напитки установить в размере 141 грн за литр 100 %-го спирта в конечном продукте вместо действующих 70,53 грн / л. По мнению разработчиков документа — Анны Гопко, Виктора Кривенко, Татьяны Остриковой (фракция «Самопоміч») и Олега Мусия (фракция «Блок Петра Порошенко»), — такие меры позволят дополнительно привлечь в бюджет около 8 млрд грн в 2015 г., снизив при этом уровень потребления алкоголя.

По словам директора по маркетингу международного холдинга Global Spirits Александра Блохина, если инициатива нардепов будет одобрена, то стоимость акциза на 0,5‑литровую бутылку водки вырастет с 14 до 21 грн. «Таким образом, цена на продукт в рознице увеличится на 10‑12 грн за бутылку 0,5 л», — констатирует Величко. Он прогнозирует, что уже к весне стоимость алкоголя может вырасти еще на 5‑7 %.

Эксперты сомневаются, что потребители смогут выдержать очередной виток цен. Выиграет, по мнению председателя совета директоров компании Nemiroff, контра­факт. «Это не приведет к увеличению доходности госказны. Мы это уже проходили в прошлые годы, когда при каждом повышении акцизных сборов отчисления только снижались», — говорит Грибов.

Величко считает, что в случае резкого повышения акциза, рынок легального алкоголя просядет на 30‑40 %. Колесниченко уверен, что единственный способ развития рынка — это компромисс между желанием государства получить налоги с производителей водки, возможностью производителя получать прибыль в этом бизнесе и покупательной способностью населения.

 

Виноделы на краю пропасти

Сергей Михайлечко,
директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»

Результаты, с которыми отечественная виноградарско-винодельческая отрасль заканчивает 2014 г., не дают возможности говорить о таких понятиях, как «перспектива развития». Вынуждены констатировать, что в результате действия политических и экономических факторов падение производства тихих вин в Украине составило 52 % за 10 месяцев 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 г. Если в прошлом году мы выходили на цифру 10,05 млн дал вина, то в текущем — всего 4,85 млн дал. Причины — аннексия Крыма, увеличение налоговой нагрузки на 42 % и стремительное падение покупательской способности.
Сегодня стоит вопрос о спасении отрасли. Минимум, что может сделать правительство, чтобы уберечь отечественного производителя вина от банкротства, это выполнить свои обязательства по кредиторской задолженности перед виноградарями, которые подали заявки на компенсацию из фонда 1,5 %-го сбора. Эта сумма на сегодняшний день составляет 302,9 млн грн. Осуществить расчет вполне реально, поскольку средства, которые производители и реализаторы собрали общими усилиями, составляют 1,27 млрд грн. Другой вопрос, что деньги умышленно направляют на латание бюджетных дыр, а не по прямому назначению, несмотря на то что выплаты виноградарям — такая же социальная программа. Ведь в виноградарстве один из наибольших показателей привлечения ручного труда. Функционирующее виноградарское хозяйство кормит целый район. Нужно остановить наращивание налоговой нагрузки в виде непрогнозируемых повышений акциза или введения дополнительных ставок. Сейчас предложено увеличить ставки на целых 48 %. Удивительно, насколько глухими остаются народные избранники к языку цифр и экономическим показателям. А те упорно демонстрируют: экономически необоснованное повышение акциза влечет провалы в производстве и как следствие — недопоступления в бюджет. А заявления о влиянии количества выпущенного вина на развитие алкоголизма в стране уже просто не выдерживают никакой критики.
Создание условий, при которых смогут работать перерабатывающие комплексы первичного виноделия на материковой части Украины, — необходимость. Потеря Крыма лишила отрасль главных предприятий по розливу продукции. Многие хозяйства Одесской, Николаевской и Херсонской областей вынуждены были остановить поставки виноматериала на полуостров и остались, по сути, без рынков сбыта. К примеру, можно разрешить «первичкам» перекуривать виноматериал в виноградный спирт. Ситуацию можно стабилизировать, но для этого должна быть реальная воля депутатов и правительства. Надеемся, что пустой показухи больше не будет.

 

Реформы коньячной отрасли

Игорь Теребинов,
бренд-менеджер бренда «Шустов» холдинга 
Global Spirits

В 2014 г. коньячная отрасль пережила сразу три существенных изменения в нормативном регулировании. В первую очередь двукратное повышение ставок акцизного налога закономерно привело к подорожанию продукта. Кроме того, уровень МРЦ вырос в среднем на 20 грн за пол-литровую бутылку коньяка. В результате производители потеряли сегмент рынка, ориентированный на наиболее ходовые трехзвездочные коньяки в ценовом диапазоне до 40 грн. Подорожание стало настолько существенным для кошелька потребителей, что многие просто переключились на доступные позиции водочного сегмента.
Но самым большим потрясением уходящего года стала отмена нормы содержания отечественных спиртов в «коньяках Украины». Это решение будет иметь неизбежные пагубные экономические последствия. В стране, где существуют свои предприятия с многолетними традициями производства настоящего коньяка по классическим технологиям — от сбора винограда до выдержки в бочках, на законодательном уровне исключили разумное требование по использованию спиртов украинской выкурки для того, чтобы напиток имел право носить имя «коньяк Украины». Фактически сегодня примитивное «боттлерство» (розлив в бутылки готовых смесей привозных спиртов) приравняли к многолетним технологиям производства настоящего коньяка. Это означает, что в будущем станут не нужны виноградники и заводы с собственными винокурнями и плеядами мастеров коньячной отрасли. Страна получит массу безработных специалистов, а настоящий «коньяк Украины» просто исчезнет с рынка.

 

«Если корову меньше кормить и чаще доить, молока больше не станет»

Сергей Величко,
генеральный директор холдинга «Баядера Групп»

На падающих рынках, особенно в условиях кризиса, бизнесу как никогда необходима тесная координация деятельности с регулятором — государством. Так или иначе, но мы в одной лодке. Рынок алкоголя в 2014 г. показывает небывалые негативные тенденции. По итогам года сокращение производства и продаж ожидается на уровне не менее 15‑20 %. В этой ситуации государству необходимо размышлять над тем, как поддержать отечественного производителя — наполнителя бюджета страны. Поддержать, хотя бы не мешая и не меняя резко правила игры.
Сейчас на рассмотрении правительства находится законопроект, предусматривающий внезапное почти 50 %-е увеличение акциза на алкоголь. Принятие этого документа будет абсолютно губительным для отрасли. Предприятия алкогольной промышленности и так практически стоят на коленях. Если корову меньше кормить и пытаться лишь чаще доить ее, молока больше не станет, произойдет как раз наоборот. На наш взгляд, вместо этого государство должно срочно заняться детенизацией рынка. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, не менее 30‑40 % рынка находится в тени. То есть 30‑40 % водки в стране производится и реализовывается теми, кто вообще не платит никаких налогов! Все легальные предприятия в стране за 9 месяцев текущего года уплатили 3,8 млрд грн акцизного сбора. А это значит, что только уменьшение теневого рынка хотя бы до уровня 10 % автоматически даст не менее 1,5 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет от акцизного сбора в год. К этому также нужно добавить дополнительные отчисления в виде налога на прибыль, налогов на заработную плату работников предприятий водочного сектора, поступления из смежных отраслей (стекло, колпачок, производство спирта, выращивание зерна и т. д.). В итоге выиграют все — государство получит ощутимую прибавку в госказну, легальные производители смогут увеличить объемы производства, а значит, обеспечат дополнительными рабочими местами рынок труда, а потребители получат качественный и контролируемый продукт, безопасный для здоровья. Потому, уверен, ключевой задачей государства в этих условиях должна стать именно борьба с нелегальным рынком, что позволит увеличить поступления в бюджет, а это пенсии, заработные платы бюджетников, содержание армии и прочее. Если же сейчас резко повысить акцизный сбор, то это приведет к обратному результату — росту теневого сектора, уменьшению количества рабочих мест, сокращению поступлений в бюджет и прочим негативным последствиям.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Дмитрий Джангиров