Финансы

госрегулирование

В Украине появится список фиктивных эмитентов. Сделки с их ценными бумагами будут отслеживаться налоговыми органами

Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) планирует начать публиковать список фиктивных эмитентов. Сделки с ценными бумагами таких компаний будут ограничиваться, а сами контрагенты сделок с бумагами таких эмитентов подпадут под надзор фискальных органов. Об этом говорится в проекте положения об установлении признаков фиктивности, который уже разработала комиссия (копией располагает «Капитал»). В этом документе регулятор определил критерии фиктивности эмитентов ценных бумаг и порядок включения эмитентов в список фиктивных компаний. Проект одобрен комиссией, согласован с Миндоходов и сейчас проходит согласование в Минфине, сообщила «Капиталу» директор департамента корпоративного управления и корпоративных финансов НКЦБФР Алла Папаика.

Не по адресу

Согласно разработанному нацкомиссией положению, основные параметры, по которым можно судить о фиктивности эмитента, — отсутствие его по заявленному адресу и непредоставление предприятием в НКЦБФР регулярной информации о себе. Также подозрение может вызвать несозыв акционерным обществом общего собрания акционеров в течение двух лет подряд и отсутствие органов управления АО. Неуплаченный эмитентом налог на добавленную стоимость в течение отчетного периода, наличие менее чем трех сотрудников, а также зарплата ниже или равная минимальной в стране тоже подтолкнет НКЦБФР к внесению компании в список фиктивных эмитентов, говорится в документе.

Иногда параметрам фиктивности соответствуют вполне «живые» эмитенты. К примеру, в апреле 2013 г. НКЦБФР признала фиктивным ОАО «Передвижная механизированная колонна № 20». Позже сам регулятор признал свою ошибку. Может быть признана фиктивной и «Укрнафта», где из‑за спора основных акционеров — НАК «Нафтогаз України» и структур Игоря Коломойского — уже два года не проводятся собрания акционеров.

Полномочия комиссии по отношению к фиктивным эмитентам определены законом о государственном регулировании рынка ценных бумаг. НКЦБФР имеет право останавливать оборот ценных бумаг эмитента в связи с включением в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности. «Также регулятор может подавать иск в суд о прекращении работы юридического лица, отменять регистрацию выпуска ценных бумаг эмитента после принятия судом соответствующего решения по иску комиссии», — рассказала Алла Папаика. Для того чтобы эмитента исключили из такого списка, ему необходимо устранить нарушения, из‑за которых к нему были применены санкции со стороны регулятора.

Фиктивная опасность

Действия нацкомиссии направлены в первую очередь на борьбу с фиктивными инструментами и уходом компаний от налогообложения, считает глава аналитического отдела Standart NV Investment Banking Владимир Кундзич. «Это позволит торговцам и другим профучастникам рынка заранее знать, с какими бумагами они работают. В будущем такое нововведение уменьшит количество мошеннических схем», — подчеркнул он.

Но даже если предположить, что действия госорганов избавят фондовый рынок от всех фиктивных эмитентов, недобросовестные игроки смогут использовать и бумаги обычных эмитентов для своих схем. Кроме того, требования регулятора можно обойти. «Можно сделать нормальное акционерное общество с активами, например в 1 млн грн. Эти активы потом можно разместить на счетах банка, который впоследствии и выкупит первую эмиссию. Ничего не мешает нанять и трех сотрудников», — размышляет генеральный директор компании по управлению активами «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Ростислав Седлачик. Что касается требования по зарплате, это единственный реально действующий признак фиктивности, полагает эксперт. Если предприятия показывают хорошую финотчетность, то возникает логичный вопрос: почему у сотрудников маленькая зарплата? Она может быть низкой в первый и второй финансовый год, но если компания существует более двух лет и имеет хорошую финотчетность, то и зарплата у ее сотрудников должна расти, убежден Седлачик.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама