Політика

ретроспектива

Как это делалось в Европе: Решение проблемы центр — регионы. Фарерские острова

Как это делалось в Европе: Решение проблемы центр — регионы. Фарерские острова

Одно из положений Минских Соглашений, содержащихся в Примечании, декларирует «содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации».

Т.е., «Минск-2» предполагает внешнеэкономический режим для «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» отличный от общеукраинского, «заточенного» под Зону Свободной Торговли с ЕС. Это, возможно, и непривычно, но никак не уникально...

Нетипичный регион

Несмотря на то, что Фарерские острова являются частью Королевства Дания, они имеют собственную футбольную сборную, которая участвует в официальных отборочных соревнованиях к европейским и мировым чемпионатам. Пожалуй, этим знания о Фарерах для большинства не только украинцев, но и европейцев, исчерпываются.

Однако, события 2014-15 годов с санкциями ЕС против России и ответными антиевропейскими контрсанкциями, вновь привлекли внимание к островам, которые стали главным европейским бенефициаром этой «санкционной» войны благодаря тому, что эта территория, в отличие от остальной Дании, не входит в Евросоюз.

Как сообщает The Wall Street Journal, санкции, введенные Россией против ЕС в связи с его позицией по украинской проблеме, стали настоящим подарком для Фарерских островов.

Так, например, Фарерские острова оказались единственным крупным поставщиком лосося, которого не коснулся запрет на ввоз продуктов в Россию. С сентября по декабрь 2014 года доля России в экспорте лосося с Фарерских островов выросла с 7% до 40%. Всего за эти четыре месяца в РФ было поставлено рыбы на общую сумму $79 млн., что составляет по $1600 на каждого жителя.

Фарерские острова зависят от продаж рыбы сильнее других экспортеров рыбной продукции: в 2013 году на рыбу приходилось 95% всего экспорта территории и 40% от общего объема производства экономики этой территории. Именно поэтому власти островов сочли возможным пойти на открытый конфликт с метрополией, решив не прекращать поставки рыбы в Россию и даже увеличить их.

Острова парадоксов

Впрочем, вся история Фарер — непрерывная цепочка парадоксов и исключений из правил.
Так, изначально острова были заселены ирландскими монахами (полумифическим открывателем считается монах Святой Брендан) в VI веке, несколько позже к ним присоединились шотландцы.

В средние века через острова проходили военно-торговые пути, связывающие скандинавских викингов и их многочисленные колонии. С появлением централизованных государств, Фарерские острова сначала входили в состав Норвегии (до конца XIV века), более 400 лет острова были норвежско-датским кондоминиумом, а с 1814 года Датское королевство единолично владеет островами. Жители островов имеют скандинавские корни, а фарерский язык является «наследником» старо-норвежского языка.

Фарерские острова можно считать одной из старейших демократий, непрерывно существовавшей более тысячелетия. В древнейшем эпосе об островах — «Саге о фарерцах», упоминается, что на мысе Тинганес крупнейшего острова Стреймой собирался Совет — Альтинг, разрешавший споры и принимавший законы, в котором имели право участвовать все свободные мужчины. Предположительно Альтинг возник в IX веке. В дальнейшем Альтинг был преобразован в представительный орган — Легтинг, который является предшественником нынешнего фарерского парламента.

Т.о., Фареры всегда имели большую или меньшую степень самоуправления в составе других государств (королевств), следствием чего становился и тот или иной статус островов. Так, в конце XVI монополия на фарерскую торговлю перешла от короля к назначенному им на Фареры чиновнику; с 1661 по 1708 год острова были переданы в частное пользование Кристоферу Габелю, а затем по наследству отошли его сыну Фредерику.

В 1814 года Дания уступила Норвегию Швеции, но сохранила за собой Фарерские острова; в 1816 году Лёгтинг был упразднён и заменён датским судом, официальным языком островов стал датский. Однако, вскоре — по конституции 1849 года — острова получили равные права с другими датскими территориями: два представителя избирались в датский парламент; в 1852 году по требованию фарерцев был восстановлен Лёгтинг (сначала — в составе 18 депутатов, с 1906 года — 22-х), получивший совещательную функцию. В 1890 году появилась стандартизованная форма фарерского языка.

Именно Лёгтинг и стал эпицентром борьбы фарерцев за большую самостоятельность островов в рамках Датского королевства.

Истоки конфликта

Долгое время сепаратизм фарерцев не входил за рамки мечтаний «пикейных жилетов» о «вольном городе Черноморске» из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Однако, Вторая Мировая Война внесла свои коррективы во взаимоотношения островов с датским королевством: на 5 лет все связи были разорваны. Дело в том, что в ответ на оккупацию фашистской Германией Дании в апреле 1940 года, через два дня Великобритания заняла стратегически важные Фарерские острова, где позже была создана база британских ВВС.

Командованию высадившихся британцев датский префект Карл Оге Хильберт и фарерский Совет — Лёгтинг заявили формальный протест, после которого стороны вступили в тесные союзнические отношения. Британская «оккупация» традиционно относится к славным страницам истории Фарер, в честь которой уже в «нулевых» годах третьего тысячелетия выпускались почтовые марки.

Под защитой британского гарнизона, Лёгтинг взял на себя функции парламента, т.е. законодательного органа, а вышеупомянутый Карл Оге Хильберт стал главой исполнительной власти.

Фарерские рыбаки поставляли рыбу Великобритании, в которой в это время действовала карточная система; около 200-а фарерских рыбаков погибло, подорвавшись на минах. Так как использовать датский флаг было невозможно, британские власти признали фарерский флаг в качестве государственного. И, в целом, отношения Лондона с Фарерами в этот период напоминали межгосударственные; впрочем, никак не вмешиваясь во внутренние дела островитян, британцы не поощряли попыток провозгласить их независимость.

Обострение конфликта

Пятилетний период de facto независимости Фарерских островов стал катализатором сепаратистских настроений. Копенгаген был вынужден вступить в переговорный процесс с представителями Лёгтинга, в результате которого было принято решение о проведении референдума. На референдуме 14 декабря 1946 года граждане делали выбор между полной независимостью Фарерских островов от Дании и предоставлением им автономии с определенным объемом полномочий по Акту о местном управлении (о продолжении статуса обычной территориальной единицы — «атма» с представительным выборным органом, имеющим исключительно совещательные функции, речь не шла).

Большинство населения, хотя и незначительное, высказалось за полную независимость Фарерских островов. Однако, Копенгаген перевел вопрос в юридическую сферу — был ли состоявшийся референдум консультативным или постановляющим. Обсуждение этого вопроса затянулось, Дания ссылалась на недостаточную явку (около 2/3 избирателей), но на внеочередных выборах в Лёгтинг (после роспуска королем предыдущего состава) победу одержали сторонники автономии в составе Королевства, что и было закреплено Актом о местном управлении (на Фарерских островах) 1948 года. В соответствии с этим документом, Фарерские острова являются частью датской территории и представляют в нем «самоуправляющуюся народную общность».

Что получили Фареры

Фарерскому самоуправлению предоставлено право формировать свои органы управления. Представительным органом является Лёгтинг. В соответствии с Актом о выборах 1978 г. он избирается, как и центральный парламент, сроком на четыре года, количественный состав может варьироваться от 27 до 32 членов.
Решение о проведении выборов принимается Премьер-министром Фарерских островов. Выборы осуществляются на партийной основе. В политической жизни страны особую роль играют шесть региональных политических партий; общенациональные партии здесь не функционируют.

Возглавляет Лёгтинг его председатель, избираемый на первой сессии из числа депутатов. Он осуществляет назначение Премьер-министра Фарер. Все правительство в целом и любой его член должны пользоваться доверием парламента: если, по меньшей мере, 17 депутатов проголосуют за выражение недоверия Правительству или отдельному министру, то Правительство или соответствующий министр должны подать в отставку. Однако вместо ухода в отставку Премьер-министр может назначить досрочные выборы в Лёгтинг.

В соответствии с Актом о местном управлении Лёгтингу принадлежат законодательные полномочия, которые можно подразделить на два блока. В первый блок входят вопросы, по которым решения принимает Лёгтинг, то есть предметы исключительного ведения автономии, в частности:

— организация системы органов власти островов;
— радио- и телефонная связь;
— строительство коммуникаций;
— налоги и сборы;
— регулирование предпринимательской деятельности;
— контроль над жилищным строительством;
— библиотечное дело;
— вопросы градостроительства;
— пожарная охрана;
— регистрация населения;
— здравоохранение.

Во второй блок попадают вопросы, которые передаются в ведение автономии только в том случае, если центральное правительство и правительство автономии договорятся об условиях реализации таких полномочий.

Вопросы обороны и внешней политики вообще не подпадают под действие Акта о местном управлении.
Координацию действий автономных и центральных властей осуществляет назначаемый датским Правительством государственный представитель — ригсомбудсман.

Центральный парламент сохраняет законодательную компетенцию во всех сферах за исключением сфер, переданных Лёгтингу. Вместе с тем, любые законопроекты центральной власти, касающиеся Фарерских островов, до их принятия в Фолькетинге должны быть предварительно согласованы с Лёгтингом.

Фарерский язык получил статус основного государственного, датский язык входит в школьную программу в качестве обязательного. Копенгаген также признал флаг Фарерских островов.

Реализация статуса

В 1973 году, когда Дания присоединилась к Европейскому экономическому сообществу, Фарерские острова отказались войти в ЕЭС, в первую очередь — из-за несогласия с европейской политикой в области рыболовства. Традицию не входить в наднациональные европейские структуры фарерцы продолжили в ходе дальнейшей евроинтеграции Датского Королевства, отказавшись вступить в Евросоюз.

В периоды высокого спроса на рыбную продукцию, Фареры ощущают экономические выгоды от своего особого статуса; в период низкого спроса (особенно — в конце 80-х — начале 90-х) острова обращаются за финансовой помощью к Копенгагену.

Сегодня, как уже указывалось выше, Фарерские острова получают сверхприбыли от того, что в отличие от «материковой» Дании они не вошли в ЕС.

Завантаження...
Комментарии (3)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Станислав Безгин 17 ноября 2015, 03:37

А вы под рубрикой "Как делалось в европе" - про Косово расскажите.
Очень будет познавательно и поучительно.

5
Виктор Николаенко 16 ноября 2015, 12:26

"В периоды высокого спроса на рыбную продукцию, Фареры ощущают экономические выгоды от своего особого статуса; в период низкого спроса (особенно — в конце 80-х — начале 90-х) острова обращаются за финансовой помощью к Копенгагену." - "Всего одна строка! Но как много она нам говорит!..."(с). ))))))))))))))))))

1
Виктор Николаенко 16 ноября 2015, 12:27

То есть, когда нам и так хорошо, нам хорошо. А когда нам плохо - сделайте нам хорошо )))))

1
реклама
реклама