Економіка

протекционизм

Россия ограничит доступ украинским автобусам на свой рынок. Государственные и муниципальные службы больше не смогут закупать транспорт за рубежом

Россия ограничит доступ украинским автобусам на свой рынок
В случае введения заградительных мер фактические потери украинских автопроизводителей будут невелики, но они потеряют потенциальный рынок, так как Не смогут расширять свое присутствие в России за счет госзаказов
Фото: Укринформ

Россия подготовила очередные меры по защите своего автопрома. В пятницу министерство промышленности и торговли (минпромторг) опубликовало проект постановления правительства.

Согласно документу, запрещается проводить государственные и муниципальные закупки автомобильной техники, которая была произведена вне стран Таможенного союза (ТС).

Проект предусматривает запрет на закупки не только легковых автомобилей, но и грузовиков, автобусов, троллейбусов и спецтехники, страной происхождения которых не является ни одна из участниц ТС. Постановление должно вступить в силу 1 января 2014 г., следует из текста документа.

В случае введения заградительных мер фактические потери украинских автопроизводителей будут невелики, но они потеряют потенциальный рынок, так как не смогут расширять свое присутствие в России за счет муниципальных и государственных заказов.

Рынок почти закрыт

«Проект постановления — это политические спекуляции с российской стороны на тему Таможенного союза. Но от такой политики еще больше пострадает торговля», — считает пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля.

Согласно российскому законодательству, украинские производители и сегодня самостоятельно не могут принимать участие в тендерах на госзакупки транспортных средств, а только в кооперации с российскими компаниями.

По словам директора департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа Ассоциации автопроизводителей «Укравтопром» Георгия Овсянникова, доля участия украинских производителей в кооперированных тендерах госзакупок России слишком мала по сравнению с убытками, которые несет украинский автопром от введения Россией в прошлом году утилизационного сбора.

По информации Государственной службы статистики, до начала действия утилизационного сбора (январь-июнь 2012 г.) украинский экспорт наземного транспорта в Россию сократился на 5,7 % — до $ 219,8 млн. За шесть месяцев 2013 г. спад составил 58,7 % — $ 90,8 млн. По мнению Георгия Овсянникова, исправить ситуацию смогут только сбалансированные условия доступа на рынки двух стран в рамках зоны свободной торговли.

«До введения Россией утилизационного сбора годовой объем поставок только легковых автомобилей из Украины на российский рынок составлял более 37 тыс. ед., в то же время российский экспорт в Украину легковых машин был на отметке 39 тыс. Именно такими ровными должны быть торговые отношения», — считает эксперт.

В правительстве не исключают, что в случае вступления в силу постановления Украина обратится к DSB (Dispute Settlement Body — орган разрешения споров) Всемирной торговой организации или дождется выводов организации, если к ней обратятся другие страны-участницы.

«Естественно, такая мера коснется отдельных производителей, и не только украинских. Это вопрос отношений с ВТО. Только когда всемирная организация подготовит выводы, мы сможем ответить, будем ли мы подавать жалобу в ВТО», — сказал постоянный представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов.

Законный запрет

Впрочем, предлагаемые ограничения на закупки автомобилей правительство России считает средством защиты отечественных производителей автомобильной техники в условиях членства России в ВТО.

«Всемирная торговая организация позволяет установить гарантированный для российских предприятий рынок сбыта техники, что в свою очередь является средством защиты отечественного производителя и внутренней российской конкуренции», — рассказал «Капиталу» заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Рахманов.

Согласно выводам министерства, подобная мера хорошо себя зарекомендовала во многих странах мира. Почти все ведущие экономики мира, имеющие собственное производство соответствующих товаров, прибегают к этому инструменту (в частности, США, Германия, Япония, Китай).

«Предлагаемый проектом механизм является легитимным с точки зрения правил ВТО, поскольку эти правила не регулируют деятельность государства в области госзакупок. Существующее в данной сфере международное соглашение, ограничивающее возможности государства в указанной сфере, является свободным для присоединения, а Россия при присоединении к ВТО данной возможностью не воспользовалась», — говорится в выводах.

«Мы учились на ошибках вашего правительства после вступления в ВТО и не хотим их повторить, поэтому считаем нужным проводить политику в сфере госзакупок, которая выгодна отечественному производителю», — говорит Алексей Рахманов.

Специальные защитные меры и утилизационный сбор, введенные украинской стороной, России никак не помогают с точки зрения торговли, однако предлагаемая мера не является ответом на действия Украины, утверждает он.

в 10 раз

ускорилось падение

украинского экспорта транспорта в Россию после введения Москвой утилизационного сбора

Чиновник Евразийской экономической комиссии также заверил «Капитал», что правительственное постановление направлено на повышение экспортного потенциала России.

«Мы действуем в рамках закона. Российский автопром переживает не самые лучшие времена, и мы хотим эту ситуацию исправить», — пояснил собеседник.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2013 г. снизились на 10 % по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. — до 231,9 тыс. ед. В январе-августе 2013 г. российский автомобильный рынок также показал падение (–7 %) относительно того же периода 2012 г.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама