Интересы

маршруты

Покорить мыс Горн — испытание для сильных духом. Киевляне сделали это на парусном катамаране

Покорить мыс Горн — испытание для сильных духом. Киевляне сделали это на парусном катамаране
В память погибшим морякам на мысе Горн установлен мемориал «Альбатрос»

Идея покорить мыс Горн появилась у нашего друга капитана Эдуарда Майданика еще пять лет назад. Он катамаранщик со стажем, ходил под парусом в Гренландию, Швецию, много раз по Средиземному морю.

Для него этот поход как подъем на Эверест для альпинистов. В Средневековье мореходы, обогнувшие мыс Горн, где круглогодично бушуют шторма, носили в ухе серьгу — в знак отваги и пользовались привилегиями в портах.

Команда для этого рискованного путешествия сложилась сама собой. У меня и старшего инженера моей компании Евгения Буканова оказались авиабилеты в Буэнос-Айрес (Аргентина), купленные летом прошлого года. Кроме того, у нас обоих был опыт в водном туризме — сплавы на катамаранах и каяках.

Основных статей расходов было две: перелет и отправка контейнера со снаряжением — разборным катамараном с мотором, палатками, спальными мешками — общим весом 200 кг. В багаж мы взяли гидрокостюмы, одежду, термобелье и посуду.

$ 5000 на человека составит бюджет экспедиции по покорению мыса Горн. К издержкам надо добавить холод, голод и постоянную опасность

В наших планах было отправиться из Пуэрто-Уильямс (Чили) через пролив Нассау до мыса Горн. На все путешествие отводилось чуть менее месяца — чтобы перемещаться небольшими переходами и спокойно пережидать шторма на островах, пользуясь метео­прогнозами. Но все оказалось не так просто.

С самолета — в океан

Аргентинский Ушуая, куда мы прилетели, — самый южный город земли. Там богатая фауна: много пингвинов, морских львов и котиков. Оттуда мы отправились на моторной лодке на остров Наварино (Чили) и затем в Пуэрто-Уильямс — место старта, куда должен был прибыть контейнер со снаряжением.

Приключения начались с самого первого дня по прибытии. Снаряжение задержали на таможне, а я угодил в больницу. Утром отправился на пробежку — вернулся чуть ли не ползком. Меня доставили маленьким самолетом в госпиталь на берегу Магелланова пролива в город Пунта-Аренас, сделали операцию и на неделю оставили в стационаре. К счастью, лечение общей стоимостью $ 4,5 тыс. полностью покрыла купленная в Киеве страховка за 175 грн.

Надо заметить, что медучреждение на краю света поразило ультрасовременным оборудованием и веселым персоналом — врачи и медсестры все время шутили. Да и пациенты с капельницами в руках могли свободно разгуливать по коридорам или сидеть в интернете.

Операция прошла хорошо, и я готовился к походу. Конечно, если бы врачи знали, что мы будем мерзнуть, голодать, попадать в жесткие шторма, пить воду из сомнительных источников — они вряд ли поддержали бы эту идею.

Следующей неприятностью стало то, что российская команда, которая должна была идти на втором катамаране, вышла из состава экспедиции, прихватив наши деньги, собранные на покупку продуктов. Мы также остались без оборудования для приема спутниковых прогнозов погоды, которое должны были купить в складчину.

Из россиян продолжить экспедицию решила только фотограф из Екатеринбурга Марина Суптель, которую мы взяли на наш катамаран.

Настроение подняли очень дружелюбные и общительные местные жители, которые встретили команду в Пуэрто-Уильямсе. Чилийцы развлекали, танцевали, угощали мясом и рапанами, а Евгений Буканов катал гостей на байдарке.

Испытание на прочность

Погода — главное препятствие на пути к мысу Горн. Здесь она жесткая и непредсказуемая. Буквально за полчаса солнечный погожий денек сменяется сильнейшим штормом.

В таких условиях без спутниковой связи планировать что-либо невозможно, а между тем на путь, который рассчитывали пройти за месяц, передвигаясь по 35 км между островами в океане, оставалось всего 2,5 недели. Время поджимало, а потому рискуя, мы двигаемся дальше, не зная прогноза.

Острова в Патагонии все безлюдные, обветренные, со скудной растительностью. Деревья кривые, загнутые ветром. От непогоды спасали бывшие огневые точки чилийских вооруженных сил, которые остались со времен конфликта с Аргентиной. На стенах этих зданий — граффити туристов, прошедших эти места в основном на каяках из Германии. На парусном катамаране мы были первыми.

Еще одним препятствием оказались водоросли, в которых случалось запутываться. Мощные, как кожа слона, ламинарии можно разрубить только топором. Однажды в борьбе с ними повредили катамаран, который пришлось ремонтировать подручными средствами, — станций техобслуживания на маршруте нет.

На этом сложности не заканчивались. Из-за изменений в составе команды запасы питания на троих человек пришлось делить на четверых. Питание было очень скудным, особенно во второй части пути, когда закончилось засоленное мясо и хлеб.

Кстати, с мясом в Чили проблемы — вернее, его много и оно дешевое, но нет привычной тушенки, а привозить ее с собой запрещено. Поэтому мы солили свежее мясо, но его хватало только на неделю. Надежды на рыбалку были тщетными — в шторм рыба никак не ловилась, а в спокойную погоду каждая минута была использована, чтобы идти дальше.

Едой могли послужить местные ракушки — они вкусные и калорийные, как мидии, но в этом регионе моллюски накапливают смертельно опасные для людей токсины. Об этом предупреждали чилийцы, а наши тесты, которые мы взяли с собой, подтвердили это. Лишь однажды собранные нами ракушки оказались пригодными в пищу. Но когда мы их поджарили — тест снова показал токсичность. Правда, есть хотелось так, что мы рискнули. Повезло.

На помощь пришли водоросли — те самые ламинарии. Если их порезать на куски и поджарить, то по вкусу они получаются достаточно нейтральными. А если добавить к ним мяса, то получился бы самый настоящий деликатес. Пока была мука — сами готовили хлеб, жарили маленькие лепешки. Бывало, на ужин оставались несладкий чай и луковица.

В такие вечера с любовью вспоминали о киевских тортах и пельменях. Все здорово похудели — кто на пять килограммов, я же на все восемь.

На некоторых островах неожиданно сталкивались с военными — их заставы на Google-картах не обозначены. Они угощали нас горячим чаем, предоставляли спутниковую связь, чтобы мы отправили электронные письма родным, что мы живы. Правда, по возвращении в Киев оказалось, что письма не дошли.

Вершина и путь домой

На мысе Горн расположена застава с маяком и самая южная церквушка на земле. Когда мы вышли на берег, нас встретили военные моряки. Командир потребовал паспорта и привел нас в свой офис, где вдруг разложил разные печати с различными рисунками и надписью «Мыс Горн», сказал: «Выбирайте, какую ставить в паспорт». Я выбрал ту, что с пингвинами.

На обратном пути нас штормом забросило в Аргентину, на остров Огненная Земля. Мы сутки пережидали стихию, находясь в стране нелегально. Но там безлюдно, и наше существование никого не интересовало и не смущало.

Из продуктов на тот момент оставались одна луковица, стакан соли и полкило риса. На ночь поставили сети — утром жарили улов: привычных нам бычков, крабов, рапанов, а еще звезд. Эти ночные рыбалки здорово выручали.

Мы достигли цели и вернулись в срок, став первыми в истории, кто предпринял такое путешествие на парусном катамаране. Но это было настолько экстремально, что под конец мы устали от приключений.

Это рискованная и дорогая экспедиция: бюджет на человека — около $ 5000, а к издержкам надо добавить холод, голод и постоянную опасность.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама