Экономика

таможня

Россия ужесточила правила пересечения границы для украинских перевозчиков. Дополнительные расходы сделают украинскую продукцию еще менее привлекательной на рынках стран Таможенного союза

Россия ужесточила правила пересечения границы для украинских перевозчиков
Российская таможня запустит лапу в карман украинских перевозчиков
Фото: УНИАН

Со вчерашнего дня на всех приграничных пунктах таможенного контроля с Россией действуют новые правила оформления товаров, ввозимых в страны Таможенного союза.

Накануне Министерство доходов и сборов предупредило перевозчиков, что с 12 ноября таможенный транзит через Сумскую, Харьковскую и Черниговскую области в Россию будет осуществляться по новой процедуре.

Российская таможня больше не принимает у перевозчиков для оформления транзита груза книжки международных дорожных перевозок (МДП), дающие право на упрощенные таможенные процедуры при перевозке грузов в более чем 70 странах.

Вместо книг российская сторона отныне взимает предоплату таможенных платежей — деньгами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. С 1 декабря такие требования к перевозчикам будут применяться на всей территории России.

Изменения в таможенных правилах заставят перевозчиков изымать оборотные средства для обеспечения залога. Транспортные предприятия будут вынуждены переложить часть расходов на экспортеров, которые станут закладывать эти риски в конечную стоимость продукции. Это снизит привлекательность украинских товаров на рынках стран ТС.

Конфликт с перевозчиками

В конце октября указанные требования к перевозчикам были введены на Южной таможне России. Причем, как оказалось, введены внезапно для украинской стороны.

Перевозчики, которые пытались пересечь границу и получить разрешение на въезд в Россию с территории Луганской и Донецкой областей, столкнулись с отказом российских таможенников принимать книжки МДП.

Как ранее писал «Капитал», Миндоходов не было официально уведомлено о смене правил, в связи с чем своевременно не проинформировало перевозчиков. Результатом несогласованности действий стали очереди на границах. Водители фур, не зная о новых правилах, были вынуждены простаивать в очередях.

Заместитель начальника службы организации таможенного контроля Южной таможни России Алексей Яковенко уверял, что украинская сторона не могла не знать об отмене книжек, так как эта идея обсуждалась с июля и таможня неоднократно откладывала введение новых правил.

700‑1000 евро могут составить «гарантированные» расходы перевозчиков за доставку грузов в Россию

По словам вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) по экономическим вопросам Максима Кунченко, все расходы, связанные с новыми правилами прохождения грузов, будут нести непосредственно перевозчики. При этом эксперт не исключает, что последним придется повысить расценки на свои услуги в связи с новыми требованиями России.

«Перевозчики уже говорили, что дополнительная нагрузка на них составит € 700‑1000 за каждую партию. Причем взимать страховые взносы за транзит будут российские компании. Как нам поясняли представители Миндоходов, таким образом Россия защищает свои интересы», — говорит Кунченко.

При этом вице-президент УСПП убежден, что перевозчикам придется искать дополнительные средства, изымая их из оборота: «Несмотря на то что деньги будут возвращаться, изначально их нужно найти, а если учесть, что таможню проходят тысячи фур, то это сотни миллионов долларов, которые нужно отдать. И только через какое‑то время получить обратно. Значит, придется «замораживать» средства, которых и так сегодня бизнесу не хватает».

По словам пресс-секретаря АсМАП (Украина) Вячеслава Клименко, убытки компаний-перевозчиков сегодня сложно просчитать. Ведь сумма гарантий российской таможни будет зависеть, в частности, от категории грузов и километража доставки.

Судебные перспективы

По словам Вячеслава Клименко, такое решение российской стороны противоречит международным нормам, в том числе и Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП — соглашения, участницей которого является Россия.

В украинской АсМАП перевозчикам предложили документально фиксировать случаи отказа таможенников принимать книжки, чтобы иметь юридическое основание для обжалования действий ФТС.

Тем более, что официально Россия еще является членом Конвенции и намерена расторгнуть соглашение о применении МДП лишь 1 декабря 2013 г. А это значит, что все отказы принимать книжки являются необоснованными.

О том, что Россия не намерена в дальнейшем продолжать оформление транзита на основании соглашения МДП, стало известно еще 28 августа, когда ФТС направила письмо в российское отделение АсМАП, предупредив о расторжении договора с ней.

В ведомстве такой шаг аргументировали тем, что сумма задолженности, возникшая из‑за недоставки товаров, ввезенных по процедуре МДП, к 1 июля 2013 г. превысила $ 650 млн. К тому же в ФТС жаловались на закрытость российской АсМАП, которая отказалась предоставить отчетную документацию и счета, связанные с применением процедуры МДП.

Впрочем, по словам Вячеслава Клименко, российская сторона, принимая в одностороннем порядке отказ от книжек МДП, ставит под угрозу осуществление международных грузоперевозок по ее территории.

«Мы это оцениваем как политическое давление, и не только на Украину. Если книжка МДП покрывает € 60 тыс., то непонятно, какие дополнительные гарантии потребовались России», — подчеркивает Клименко.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама