Авто

авто

Небесноактивные

Небесноактивные

Даже по японским меркам небольшая компания Mazda переживает второе рождение благодаря «концепции максимальной эффективности» Skyаctiv. Ее конструкторы не понимают, зачем заново изобретать автомобиль, если потенциал нынешних конструкций далеко не исчерпан. И, ставя перед собой взаимоисключающие задачи, совершают технические революции.

Все, что нас не убивает, делает сильнее. В 1945‑м предприятие Toyo Kogye, едва наладившее выпуск развозных мотогрузовичков, было стерто с лица земли. Оно находилось в Хиросиме. Но уже три года спустя производство возобновилось — страну необходимо было восстанавливать. Сложность заключалась в том, что в Японии не было фактически ничего: ни нефти, ни угля, ни стали, ни леса, ни асфальтированных дорог. Оттого в автомобилях made in Japan до сих пор ощущается четкое философское начало: отсутствие изысков и предельный рационализм. Впрочем, японцы всегда жили, экономя на спичках и сдерживая себя буквально во всем. Отсюда и восточные единоборства, которые учат расходовать не свою энергию, а побеждать противника его же собственной. В следующие 30 лет Mazda демонстрировала чудеса изобретательности, постепенно превратившись из мастерской с тремя механиками в одного из десяти главных мировых автопроизводителей.

Невыполнимые, на первый взгляд, цели она продолжает ставить перед собой и сейчас. Например, каждое новое поколение «мазд» должно быть в среднем на 15 % мощнее и легче прошлого. На эти исследования потратили половину из привлеченных в результате IPO $ 1,45 млрд. Но не на изобретение гибридных приводов, заумных электронных систем и дорогущих материалов, а на более практичные вещи. Вплоть до мелочей, на которые конкуренты не обращают внимания: например, у Mazda стандартные для отрасли 17‑граммовые болты весят 15 г. И главное — конструкторы регулярно ставят себе не просто сложные, а именно взаимоисключающие задачи: сделать моторы мощнее и экономичнее, кузова — легче и жестче, подвеску — комфортабельнее и отзывчивее.

14:1

В Хиросиме волевым решением отказались от полувековых экспериментов с роторными двигателями ради извлечения максимальной отдачи от ДВС. Когда все принялись разрабатывать малолитражные моторчики с турбонаддувом, «маздовские» мотористы добились лучших показателей есо-есо и без использования наддува, и без гибридных технологий. За счет чего? В первую очередь, за счет оптимизации рабочих процессов и фантастической для бензиновых моторов степени сжатия в 14:1 — даже больше, чем у болидов «Формулы-1». Это позволило не только на треть снизить механические потери, но и вписаться в самые жесткие из существующих норм Euro 6.

Причем теперь аналогичная степень сжатия и у дизельных моторов, для которых это, наоборот, величина крайне низкая. Но расход топлива уменьшен на целых 20 %, а выхлоп укладывается в Euro 6 даже без сверхдорогого нейтрализатора частиц азота. Дальше — выше: в Skyactiv-моторах следующей генерации пропорция достигнет 18:1 благодаря воспламенению однородной смеси от сжатия. То есть бензиновые ДВС будут работать по принципу дизельных!

Далее — везде

Изначально термином Skyactiv называлась лишь линейка моторов, но принцип «максимальной эффективности» оказался столь успешным, что постепенно концепция распространилась буквально на всю конструкцию автомобиля: на платформы, шасси, механические и автоматические коробки передач и так вплоть до кузовов, которые теперь проектируют по принципу замкнутых контуров. Даже в системах start / stop японцы нашли что усовершенствовать: теперь на светофоре скайактивы благодаря простой, как все гениальное, технологии i-stop не просто прекращают молотить впустую, но и готовятся сорваться с места раньше других. Потому что в момент остановки поршни замирают в наиболее оптимальной для воспламенения позиции и стартеру нужен минимум усилий, чтобы сдвинуть коленвал для перезапуска. i-stop не нужны ни более мощный стартерный мотор, ни более емкий аккумулятор, из‑за которых установка start / stop на компактные авто считается нецелесообразной.

Для независимого производителя, не состоящего ни в одном серьезном альянсе, концепция «максимальной эффективности» — это шанс удержаться в Премьер-лиге, заодно снизив себестоимость за счет унификации. Но у независимости есть одно огромное преимущество — более короткая, чем у грандов, вертикаль власти. «У нас не так много согласующих инстанций, и смелые, эмоциональные идеи доходят до конвейера чаще, — раскрывает один из секретов успеха ведущий дизайнер марки Акира Таматани. — Поэтому соотечественники говорят, что наши автомобили какие‑то не очень японские».

J-фактор

Изначально отношение к стайлингу автомобиля у японцев было скорее снисходительным. Их волновало только одно: дизайн не должен отпугивать и обижать чьи‑либо эстетические или религиозные чувства. Именно поэтому все «японцы» казались нам похожими — все было подчеркнуто функционально и эргономично. Но постоянные неудачи в продвижении статусных моделей заставили компании поменять свое отношение к дизайнерской составляющей автомобиля. Mazda разработала целую Kodo-философию (с япон. — «душа движения»), основанную на пластике самых грациозных и быстрых животных — гепардов. Благодаря ей компания ушла дальше других от пресловутого J-фактора — малопонятного вне Страны восходящего солнца коктейля традиций визуальной культуры. Сейчас Mazda вовсю радует поклонников эмоциональными экстерьерами и интерьерами. Посмотрите на «шестерку» (лучшее авто среднего класса этого года в Украине) или кроссовер СХ-5. Стилистически они кажутся чуть приземленными — в угоду технологам — концепт-карами. Острохарактерные, изящные, драматичные даже в статике. Особенно в специально разработанном фирменном «душевно красном» колере Soul Red. Под стать внешности и управляемость — в Mazda никогда не скрывали, что в любой модели стараются достичь чувства гармонии, единения между автомобилем и водителем. В Хиросиме уверены, что ноу-хау должны упрощать управление, а не отвлекать внимание водителя. И работающая через смартфон система MZD Connect посредством интерактивного интерфейса HMI и пакета приложений позволяет владельцу не только быть в курсе дел своего автомобиля, но и настраивать его сервисы вроде системы навигации.

Что год грядущий нам готовит

В 2015 году поклонников марки ожидает целый звездопад новинок. В начале марта к нам приедут обновленные версии седана Mazda6 и кроссовера CX-5 (см. ноябрьский Capital Time-Авто). Помимо рестайлинговой внешности, оба автомобиля приобретут целый пакет опций вроде полноценных LED-фар, а также расширенный и дополненный перечень систем активной безопасности. А водители смогут выбрать между экономичным и скоростным режимами вождения.

Ближе к лету на отечественном рынке появится абсолютно новая Mazda2, только что удостоившаяся главной японской автопремии — титула Japan Car of the Year. Субкомпакт получит уже знакомую по Mazda3 1,5‑литровую «четверку», 5‑ступенчатый Skyactiv-автомат и такие редкие для класса опции, как проекционный экран и комплекс систем активной безопасности i-Activsense, помогающий избежать ДТП или минимизировать его последствия. В него входят активный круиз-контроль, адаптивный головной свет, системы мониторинга слепых зон, предупреждения о возможном столкновении и выезда из полосы, автоматического торможения и контроля дистанции. Все эти опции так или иначе знакомы автомобилистам, но только Mazda смогла увязать их в единый комплекс.

И наконец к концу года ожидается Mazda СХ-3, сверхпопулярный сегодня кроссовер В-класса, номинированный на титул «Авто года — 2015 в Украине». Первоначально он будет оснащаться 2‑литровым мотором 2.0 Skyactiv и 6‑скоростными механической или автоматической коробками передач, а также комплексом i-Activsense.

Честность как козырь

Mazda — не только гордая, но и честная компания, называющая вещи своими именами. Когда во второй половине нулевых мировые лидеры вдруг резко «позеленели» и принялись закрывать спортивные отделения, в Хиросиме не побоялись продолжить выбранный путь. И до сегодня преподносят спортивность своих моделей как один из козырей, декларируя то, о чем не принято говорить: что и через 20 лет авто на электрическом и гибридном ходу будут занимать не более 1 / 5 рынка. К тому моменту Skyactiv-двигатели линейки станут еще на 20 % экономичнее и экологичнее, то есть догонят альтернативщиков по показателям eco-eco. Так стоит ли поддерживать своим кошельком малоэффективные исследования? Или лучше потратить эти деньги на путешествия за рулем новой Mazda?

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама